Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Логопедический калейдоскоп» (подгруппа), 2024-2025

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Логопедический калейдоскоп»
(групповая)

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Штефанюк Надежда Николаевна,
педагог дополнительного образования

г. Кушва
1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………... 4
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………

5

1.3. Планируемые результаты…………………………………………………………

5

1.4. Содержание программы ………………………………………………………….

6

2. Организационно – педагогические условия
2.1. Календарный учебный график…………………………………………………….

7

2.2. Условия реализации программы……….…………………………………………

7

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………. 8

3. Список литературы……………………………………………………

10

2

1. Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально – гуманитарная.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами и
методическими рекомендациями:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря
2012 года №273-Ф3;
2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №
678-р);
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021
№2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»;
14. Устав МАДОУ № 9
15. Основная образовательная программа МАДОУ № 9
3

Актуальность Программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Логопедический калейдоскоп» (далее - Программа) построена в соответствии с
нормативно
–
правовыми
документами
по
реализации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ и направлена социализацию и
адаптацию обучающихся к жизни в обществе.
Отличительная особенность Программы
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос
родителей (законных представителей) дошкольников, не посещающих МАДОУ № 9.
Отличительной особенностью Программы является использование элементов
различных современных методик, интерактивных. игр, авторских разработок для детей
дошкольного возраста, цель которых –. формирование навыков правильного
звукопроизношения, развитие у детей. интеллектуальных и коммуникативных
способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Методы обучения,
используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка.
Уровень освоения программы: стартовый.
Адресат Программы
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических
особенностей, особенностей речевого дефекта детей 5-7 лет. В группу принимаются дети
с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР). Для успешного освоения программы по
результатам логопедического обследования формируются группы из 3 человек, при
условии совпадения коррекционных задач для данных детей.
Режим занятий
2 раза в неделю по 25 мин. (72 учебных часа)
Объем и срок освоения Программы
Срок освоения программы 1 год.
Всего 72 учебных часа (9 часов теории и 63 часа практики).
Особенности организации образовательного процесса.
Программа реализуется традиционно в очной форме.
Форма обучения: фронтальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Формы подведения результатов: беседа, открытое занятие.

4

1.2. Цель и задачи Программы.
Цель Программы: формирование полноценной фонетической системы языка,
автоматизация звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях.





Задачи Программы:
формировать правильное произношение фонем;
учить различать оппозиционные фонемы;
развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание,
овладеть навыками построения связного высказывания.

1.3. Планируемые результаты:
Предметные результаты:
 правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;
 чёткая дифференциация всех изученных звуков;
 воспроизведение слов сложного слогового состава;
 овладение навыками построения связного высказывания.
Метапредметные результаты:
• умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• умеет работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
• умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные результаты:
• развитие мышления, внимания, памяти;
• развитие аккуратности, усидчивости, умения довести начатое дело до конца,
взаимопомощи.

1.4. Содержание Программы
Учебный план Программы.
N
п/п

Название темы

Количество занятий
Всего

Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Подготовительный этап

5

1

4

Обследование

2

Постановка звука

17

2

15

Наблюдение

3

Автоматизация звука

17

2

15

Беседа, наблюдение,
диагностика
5

4

Дифференциация звуков

17

2

15

Беседа, наблюдение,
диагностика

5

Развитие связной
выразительной речи

16

2

14

Итоговое занятие

Всего

72

9

63

Содержание учебного плана
1. Подготовительный этап
Теория: Строение органов артикуляции. Важность правильного произношения звуков
речи.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения,
направленные
на
формирование
точных
движений
органов
артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие слухового
внимания и слухового контроля, развитие звукового восприятия.
2. Постановка звука
Теория: Формирование представления о звуках. Объяснение артикуляционной базы звука,
положение

органов

артикуляционного

аппарата

при

правильном

произнесении

звука.

Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на отработку правильного произношения изолированного
звука, развитие слухового внимания и слухового контроля, развитие звукового
восприятия.
3. Автоматизация звука
Теория: Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам. Знакомство с
новым лексическим материалом и упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на закрепление звука в речи в слогах, в словах, в
предложениях, во фразовой речи, формирование полноценных фонетических
представлений, развитие мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса.
4. Дифференциация звуков.
Теория: Характеристика дифференцируемых звуков по артикуляционно-акустическим
признакам. Их сходство и отличие. Знакомство с новым лексическим материалом и
упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на умение различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи, коррекцию дефектов произношения, активизацию и
расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики, развитие слухового внимания
и слухового контроля.
5. Развитие связной выразительной речи.
Теория: Знакомство с новым лексическим материалом и упражнениями.
6

Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на нормализацию просодической стороны речи, обучение
рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических
упражнениях, по серии сюжетных картинок.
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может
меняться по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов обучающихся.

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

1 год

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

01
сентября

31 мая

36

72

72

Режим
занятий
2 занятия по 1
часу в неделю

Каникулы:
осенние с 26 октября по 3 ноября
зимние — с 30 декабря по 8 января
весенние — с 27 марта по 4 апреля
2.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение.
Кабинет, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами.
Мебель и оборудование.
1. Настенное зеркало для логопедических занятий – 1 шт.
2. Зеркала для индивидуальной работы – 3 шт.
3. Дополнительное освещение у зеркала - 1
4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
5. Технические средства, компьютерное оборудование,
6. Шкафы для пособий;
7. Письменный стол для работы учителя-логопеда -1 шт.
8. Столы для занятий с детьми - 3
9. Стулья детские- 3
Канцелярские товары, необходимые для реализации программы:
Бумага для офисной техники А4 (500л.) 3п.
Ватные палочки (100шт) 3п.
Волчок -3
Зондозаменитель одноразовый – 9 шт.
Игрушка для развития речевого дыхания «Летающий шарик»- 3
Клей карандаш – 6шт.
Карандаш простой – 3 шт.
Ластик – 3 шт.
7

Песок кинетический 0,7 кг., 3 шт.
Пузыри мыльные – 6 шт.
Пластилин мягкий «Плейдо» - 112 гр, 3шт.
Салфетки влажные (120 шт.) 3п.
Тетрадь (48 листов) – 3 шт.
Дидактические материалы:
1.
Альбом «Артикуляционная гимнастика».
2.
Картотека дыхательной гимнастики.
3.
Альбомы по автоматизации звуков.
4.
Картотека игр и упражнений по автоматизации и дифференциации звуков.
5.
Дидактические игры для развития фонематического слуха.
6.
Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к
схеме», массажные мячики «су-джок», предметные картинки.
7.
Картотека пальчиковых игр.
Информационное обеспечение:
1.
2.



3.





Презентации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
ЭОР:
компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»,
обучающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха»,
игра «Домашний логопед. Практический курс»,
Аудио материалы по автоматизации звуков:
«Весёлая логоритмика» Железновых,
«Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой,
«Музыкальный букварь» Железновых.

Кадровое обеспечение:
Педагог прошел профессиональную переподготовку с присвоением квалификации
«педагог дополнительного образования» и курсы повышения квалификации по
дополнительной
профессиональной
программе
«Организация
логопедического
сопровождения детей с нарушением речи в условиях образовательной организации в
соответствии с ФГОС» рег. № 0248110 ООО ВШДА, г. Екатеринбург, 2024
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы аттестации:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
наблюдение, беседа, итоговая диагностика.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 открытые занятия,
 фотоотчеты,
 отзывы родителей, законных представителей обучающихся.
Оценочные материалы
Произношение звуков
8

Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах,
предложениях
Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки
находятся в разных позициях.
Процедура:
 Изолированный звук – «Скажи звук»
 Звук в словах – «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б.)
 Звук в предложениях – «Повтори за мной»
Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и
отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования заносятся в речевую
карту, где знаком (+) - отмечается правильное произношение; знаком (-) – пропуск звуков,
при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения.
Речь детей оценивается в трехбалльной системе.
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
Критерии:
Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков родного
языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении).
Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость произношения и
дифференциация звуков 1-2 групп.
Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков, отсутствие их
дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и дыхания.
Методические материалы
Программа составлена на основе: «Воспитание и обучение детей с фонетикофонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с
ОНР 4-7 лет». Нищева Н.В., «Индивидуальная подготовительная работа по коррекции
звукопроизношения» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Время коррекционной работы с дошкольником зависит от характера и степени
выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Выпуск детей
проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Основными методами работы являются:
1). Специфические (двигательно-кинестический, слухозрительно-кинестический)
методы. Двигательно-кинестический метод предполагает установление связи между
движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребёнок не может
сам обнажить верхние зубы, педагог приподнимает указательным пальцем верхнюю губу
ребёнка. Таким образом, создаётся новое ощущение – приподнимание верхней губы.
Использование
слухозрительно-кинестического
метода
заключается
в
установление связей между восприятием звука на слух, зрительным образом
артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для
формирования слухозрительного образа звука учитель-логопед демонстрирует ребёнку
артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук
с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш], ребёнка
просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удержать
9

ладонь руки в форме чашечки. Данные методы и приёмы коррекционного обучения
соответствуют не только интересам детей и их потребностям в игре, но и обеспечивают
интеллектуальное развитие ребёнка, тренировку его мысли и ума.
2). Наглядный метод – показ игрушек, предметных картинок, иллюстраций в
книгах, действий – способствует формированию элементарных понятий, расширению
знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В работе соблюдается принцип многообразного предъявления одного и того же
предмета, и речевого материала в вариациях, которое будет способствовать
формированию обобщённых представлений о предметах. Один и тот же наглядный
материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в
предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательных рассказов.
3). Словесный метод включает: словесный образец; одновременное произнесение
звука ребёнком и педагогом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения;
вопрос как стимул речевой активности ребёнка; оценка детской речи.
4). Игровой метод реализуется в использовании различных персонажей, сказочных
сюжетов, театрализации, инсценировки (произнесение фраз от имени персонажей или
зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала.
Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо
персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.
3. Литература
Список литературы для обучающихся
1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. – М.:
ТЦ Сфера, 2020.
2. Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления
недостатков произношения звуков. – М.: Айрис-пресс, 2020.
3. Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления
недостатков произношения. – М.: Айрис-пресс, 2020
4. Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для
детей 5-7 лет. – М.: «Гном и Д», 2018.
5. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019
6. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми:
пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019.
7. Комарова Л.А. Автоматизация звуков игровых упражнениях. Альбом дошкольника
— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2019.
8. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!: Практическое пособие для логопедов,
воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2015
9. Ткаченко Т.Д. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ. Логопедический альбом. —
Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2017.

1.
2.
3.
4.

Список литературы для педагогов:
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.:
«Детство-пресс», 2008.
Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с
детьми 5-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2016.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос,2020.
10

5.
6.
7.
8.

9.

Колдобенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: тЦ Сфера, 2011.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Гном-пресс, 2018.
Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. – СПб.:
ООО «Детство-пресс», 2015.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.
«Просвещение», 2018.
Смирнова Л.Н., Большая книга логопедических игр: Играем со звуками, словами,
фразами. – М.: АСТ: Астрель, 2019

11


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».