Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Логопедический калейдоскоп» (групповая) Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Штефанюк Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования г. Кушва 1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………... 4 1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………… 5 1.3. Планируемые результаты………………………………………………………… 5 1.4. Содержание программы …………………………………………………………. 6 2. Организационно – педагогические условия 2.1. Календарный учебный график……………………………………………………. 7 2.2. Условия реализации программы……….………………………………………… 7 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………. 8 3. Список литературы…………………………………………………… 10 2 1. Комплекс основных характеристик программы» 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: социально – гуманитарная. Программа разработана в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3; 2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»; 14. Устав МАДОУ № 9 15. Основная образовательная программа МАДОУ № 9 3 Актуальность Программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Логопедический калейдоскоп» (далее - Программа) построена в соответствии с нормативно – правовыми документами по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и направлена социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе. Отличительная особенность Программы Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей (законных представителей) дошкольников, не посещающих МАДОУ № 9. Отличительной особенностью Программы является использование элементов различных современных методик, интерактивных. игр, авторских разработок для детей дошкольного возраста, цель которых –. формирование навыков правильного звукопроизношения, развитие у детей. интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Уровень освоения программы: стартовый. Адресат Программы Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей, особенностей речевого дефекта детей 5-7 лет. В группу принимаются дети с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР). Для успешного освоения программы по результатам логопедического обследования формируются группы из 3 человек, при условии совпадения коррекционных задач для данных детей. Режим занятий 2 раза в неделю по 25 мин. (72 учебных часа) Объем и срок освоения Программы Срок освоения программы 1 год. Всего 72 учебных часа (9 часов теории и 63 часа практики). Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется традиционно в очной форме. Форма обучения: фронтальная. Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие. Формы подведения результатов: беседа, открытое занятие. 4 1.2. Цель и задачи Программы. Цель Программы: формирование полноценной фонетической системы языка, автоматизация звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях. Задачи Программы: формировать правильное произношение фонем; учить различать оппозиционные фонемы; развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, овладеть навыками построения связного высказывания. 1.3. Планируемые результаты: Предметные результаты: правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях; чёткая дифференциация всех изученных звуков; воспроизведение слов сложного слогового состава; овладение навыками построения связного высказывания. Метапредметные результаты: • умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи; • умеет работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Личностные результаты: • развитие мышления, внимания, памяти; • развитие аккуратности, усидчивости, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи. 1.4. Содержание Программы Учебный план Программы. N п/п Название темы Количество занятий Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Подготовительный этап 5 1 4 Обследование 2 Постановка звука 17 2 15 Наблюдение 3 Автоматизация звука 17 2 15 Беседа, наблюдение, диагностика 5 4 Дифференциация звуков 17 2 15 Беседа, наблюдение, диагностика 5 Развитие связной выразительной речи 16 2 14 Итоговое занятие Всего 72 9 63 Содержание учебного плана 1. Подготовительный этап Теория: Строение органов артикуляции. Важность правильного произношения звуков речи. Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Упражнения, направленные на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие слухового внимания и слухового контроля, развитие звукового восприятия. 2. Постановка звука Теория: Формирование представления о звуках. Объяснение артикуляционной базы звука, положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука. Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам. Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Упражнения, направленные на отработку правильного произношения изолированного звука, развитие слухового внимания и слухового контроля, развитие звукового восприятия. 3. Автоматизация звука Теория: Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам. Знакомство с новым лексическим материалом и упражнениями. Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Упражнения, направленные на закрепление звука в речи в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи, формирование полноценных фонетических представлений, развитие мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса. 4. Дифференциация звуков. Теория: Характеристика дифференцируемых звуков по артикуляционно-акустическим признакам. Их сходство и отличие. Знакомство с новым лексическим материалом и упражнениями. Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Упражнения, направленные на умение различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи, коррекцию дефектов произношения, активизацию и расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики, развитие слухового внимания и слухового контроля. 5. Развитие связной выразительной речи. Теория: Знакомство с новым лексическим материалом и упражнениями. 6 Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Упражнения, направленные на нормализацию просодической стороны речи, обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок. Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов обучающихся. 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов 01 сентября 31 мая 36 72 72 Режим занятий 2 занятия по 1 часу в неделю Каникулы: осенние с 26 октября по 3 ноября зимние — с 30 декабря по 8 января весенние — с 27 марта по 4 апреля 2.2. Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение. Кабинет, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами. Мебель и оборудование. 1. Настенное зеркало для логопедических занятий – 1 шт. 2. Зеркала для индивидуальной работы – 3 шт. 3. Дополнительное освещение у зеркала - 1 4. Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки; 5. Технические средства, компьютерное оборудование, 6. Шкафы для пособий; 7. Письменный стол для работы учителя-логопеда -1 шт. 8. Столы для занятий с детьми - 3 9. Стулья детские- 3 Канцелярские товары, необходимые для реализации программы: Бумага для офисной техники А4 (500л.) 3п. Ватные палочки (100шт) 3п. Волчок -3 Зондозаменитель одноразовый – 9 шт. Игрушка для развития речевого дыхания «Летающий шарик»- 3 Клей карандаш – 6шт. Карандаш простой – 3 шт. Ластик – 3 шт. 7 Песок кинетический 0,7 кг., 3 шт. Пузыри мыльные – 6 шт. Пластилин мягкий «Плейдо» - 112 гр, 3шт. Салфетки влажные (120 шт.) 3п. Тетрадь (48 листов) – 3 шт. Дидактические материалы: 1. Альбом «Артикуляционная гимнастика». 2. Картотека дыхательной гимнастики. 3. Альбомы по автоматизации звуков. 4. Картотека игр и упражнений по автоматизации и дифференциации звуков. 5. Дидактические игры для развития фонематического слуха. 6. Раздаточный материал: «Определи место звука в слове», «Подбери слова к схеме», массажные мячики «су-джок», предметные картинки. 7. Картотека пальчиковых игр. Информационное обеспечение: 1. 2. 3. Презентации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков. ЭОР: компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», обучающая игра «Веселые игры для развития речи и слуха», игра «Домашний логопед. Практический курс», Аудио материалы по автоматизации звуков: «Весёлая логоритмика» Железновых, «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, «Музыкальный букварь» Железновых. Кадровое обеспечение: Педагог прошел профессиональную переподготовку с присвоением квалификации «педагог дополнительного образования» и курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация логопедического сопровождения детей с нарушением речи в условиях образовательной организации в соответствии с ФГОС» рег. № 0248110 ООО ВШДА, г. Екатеринбург, 2024 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы. Формы аттестации: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, беседа, итоговая диагностика. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, фотоотчеты, отзывы родителей, законных представителей обучающихся. Оценочные материалы Произношение звуков 8 Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах, предложениях Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Процедура: Изолированный звук – «Скажи звук» Звук в словах – «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б.) Звук в предложениях – «Повтори за мной» Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное произношение; знаком (-) – пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения. Речь детей оценивается в трехбалльной системе. Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла; Низкий уровень – 1 балл. Критерии: Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков 1-2 групп. Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков, отсутствие их дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и дыхания. Методические материалы Программа составлена на основе: «Воспитание и обучение детей с фонетикофонематическим недоразвитием» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 4-7 лет». Нищева Н.В., «Индивидуальная подготовительная работа по коррекции звукопроизношения» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Время коррекционной работы с дошкольником зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Основными методами работы являются: 1). Специфические (двигательно-кинестический, слухозрительно-кинестический) методы. Двигательно-кинестический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребёнок не может сам обнажить верхние зубы, педагог приподнимает указательным пальцем верхнюю губу ребёнка. Таким образом, создаётся новое ощущение – приподнимание верхней губы. Использование слухозрительно-кинестического метода заключается в установление связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука учитель-логопед демонстрирует ребёнку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш], ребёнка просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удержать 9 ладонь руки в форме чашечки. Данные методы и приёмы коррекционного обучения соответствуют не только интересам детей и их потребностям в игре, но и обеспечивают интеллектуальное развитие ребёнка, тренировку его мысли и ума. 2). Наглядный метод – показ игрушек, предметных картинок, иллюстраций в книгах, действий – способствует формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению. В работе соблюдается принцип многообразного предъявления одного и того же предмета, и речевого материала в вариациях, которое будет способствовать формированию обобщённых представлений о предметах. Один и тот же наглядный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательных рассказов. 3). Словесный метод включает: словесный образец; одновременное произнесение звука ребёнком и педагогом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребёнка; оценка детской речи. 4). Игровой метод реализуется в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценировки (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли. 3. Литература Список литературы для обучающихся 1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашняя тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2020. 2. Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков. – М.: Айрис-пресс, 2020. 3. Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения. – М.: Айрис-пресс, 2020 4. Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. – М.: «Гном и Д», 2018. 5. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019 6. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019. 7. Комарова Л.А. Автоматизация звуков игровых упражнениях. Альбом дошкольника — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2019. 8. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2015 9. Ткаченко Т.Д. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ. Логопедический альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2017. 1. 2. 3. 4. Список литературы для педагогов: Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-пресс», 2008. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2008. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2016. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос,2020. 10 5. 6. 7. 8. 9. Колдобенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: тЦ Сфера, 2011. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Гном-пресс, 2018. Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2015. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М. «Просвещение», 2018. Смирнова Л.Н., Большая книга логопедических игр: Играем со звуками, словами, фразами. – М.: АСТ: Астрель, 2019 11