Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга бисера» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор - составитель: Сенникова Мария Юрьевна педагог дополнительного образования г. Кушва 1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………... 3 1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………… 4 1.3. Планируемые результаты ………………………………………………………… 5 1.4. Содержание программы …………………………………………………………. 6 2. Организационно – педагогические условия 2.1. Календарный учебный график…………………………………………………… 10 2.2. Условия реализации программы………………………………………………… 10 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………. 11 3. Список литературы…..………………………………………………… 13 2 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: художественная Программа разработана в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3; 2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»; 14. Устав МАДОУ № 9 15. Основная образовательная программа МАДОУ № 9 3 Актуальность Программы Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей (законных представителей). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера» (далее - Программа) построена в соответствии с нормативно – правовыми документами по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Обучение по данной программе способствует удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии. Отличительная особенность Программы Отличительная особенность программы для дошкольников по бисероплетению заключается в том, что этот вид ручного труда не включён в основную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения. Уровень программы: стартовый. Адресат Программы Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических возможностей детей 5-7 лет. В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Для успешного освоения программы формируются одновозрастные группы с оптимальным количеством 3-5 человек. Режим занятий 1 год обучения (модуль 1) - 2 раза в неделю по 25 мин. (72 учебных часа) 2 год обучения (модуль 2) - 2 раза в неделю по 30 мин. (72 учебных часа) Объем и срок освоения Программы Всего 144 часа и включает в себя 38 часов теории и 106 часов практики, из них: -модуль 1 - 72 часа (20 теории / 52 практики), - модуль 2 - 72 часа (18 теории / 54 практики). Срок освоения программы 2 года. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется традиционно в очной форме. Форма обучения: фронтальная. Виды занятий: беседа, практические занятия, мастер-классы. Формы подведения результатов: открытое занятие, организация выставок и фото – выставок детских работ. 1.2 Цель и задачи программы. 4 Цель Программы 1-ый год обучения (Модуль 1): обучить основным навыкам работы с бисером, способам плетения, соблюдая последовательность выполнения всех операций. Задачи: Образовательные познакомить детей с историей появления бисероплетения с различными видами бисера (рубка, стеклярус, тертый бисер); познакомить с правила техники безопасности в процессе работы с материалом (стеклярусом, мононитью; проволокой); учить чтению схем плетения; учить практическим приёмам работы с бисером. Развивающие: развивать внимание, глазомер; развивать умение работать в соответствии с инструкцией; развивать умение организовывать рабочее место; развивать мелкую моторику. Воспитательные: воспитывать аккуратность; приобщать детей к основам рукоделия. 1.3. Планируемые результаты (первый год) Дошкольники проявляют интерес к истории бисера и техники бисероплетения; Дети знают особенности и правила техники безопасности в процессе работы со стеклярусом, леской для бисера; Дети умеют планировать свою деятельность и организовывать рабочее место; Дети умеют плести изделия из бисера разного размера в технике «петельное плетение», объединять детали и изделия из бисера в готовую композицию (панно, макет, букет). (второй год) Дети знают правила безопасности в работе с бисером; Дети знают основные простейшие техники плетения изделий из бисера (петельное плетение, параллельное плетение, скрутка); Дети умеют доводить начатое до конца. Дети умеет использовать основные техники плетения из бисера в создании собственных композиций, сувениров; читать простейшие схемы плетения изделий из бисера. Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения программы 1 год обучения (Модуль 1) Личностные результаты: самостоятельность, уверенность в собственных силах, ответственность. развитие трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения; Метапредметные результаты: умение самостоятельно выделять и формулировать цель деятельности. Предметные результаты освоения программы: знание основ композиции, 5 овладение разными техниками бисероплетения; 2 год обучения (Модуль 2) Личностные результаты: развитие трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, привитие овнов культуры труда . Метапредметные результаты: умение общаться с книгами, работать со схемами, способность планировать процесс деятельности. Предметные результаты освоения программы: умение самостоятельно создавать изделия в изученных техниках бисероплетения; правильно готовить свое рабочее, соблюдать технику безопасности при работе с бисером, леской, проволокой. 1.4. Содержание Программы Учебный план Программы 1 год обучения (Модуль 1) N п/п Название темы Количество занятий Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 История бисера 1 1 0 Беседа Наблюдение 2 Дары осени 14 4 10 Наблюдение Практическое занятие выставка 3 Животные 14 3 11 Наблюдение Беседа Практическое занятие 4 Мастерская Деда Мороза 12 4 8 Наблюдение Практическое занятие Выставка готовых изделий 5 Цветы, насекомые 16 4 12 Работа по схеме Практическое занятие Выставка готовых изделий 6 Транспорт 3 1 2 Работа по схеме Практическое занятие 7 Брелочки 12 3 9 Беседа Практическое занятие Фото выставка 6 Всего: 72 20 52 Содержание учебного плана: Первый год обучения (Модуль 1): 1. «История бисера.» Теория: Знакомство детей с историей возникновения бисера и различными способами его плетения. 2. «Дары Осени» Теория: Познакомить детей с техникой скручивания, параллельного плетения. Продолжать формировать умение детей читать схему изделия и работать по ней нанизывать бисер, чередуя его по цвету. Практика: Выполнение игровых заданий прочитай схему надень бисер, чередуя его по цвету. Опираясь на схему. Подготовка бисера и проволоки, выполнение изделия, оформление готовой поделки (Грибы, груша, яблоко, веточка рябинки, кленовый листочек, зонтик): Выполнение упражнения по плетению плоских поделок из бисера. Выполнение упражнений плетения простого нанизывания бисера на проволоку, используя прием «скручивания». 3. «Животные» Теория: Продолжаем знакомить детей с техникой параллельного плетения, дать представление о простейших способах изготовления фигур животных из бисера. Практика: Практика: Упражнение в умении пользоваться простейшими схемами, плетение из бисера фигуры совенка, мышонка, тигренка, крокодильчик, морской конек, зайчонка, лягушонка, зайчика, рыбка. Воспитывать терпение, усидчивость, внимание. 4. «Мастерская Деда Мороза». Теория: Продолжаем знакомить детей с техникой параллельного плетения, технические навыки и умения. Практика: Упражнение в умении самостоятельно плести плоский фигурку талисман года, снеговик, Снегурочка, Дед Мороз, ангелочка, снежинка - опираясь на схему, воспитывать терпение, аккуратность. 5. «Насекомые, цветы». Теория: Познакомить детей с последовательностью плетения изделия из нескольких деталей. Развивать умение плести различными знакомыми способами, соблюдать чувства ритма при нанизывании бисера на проволоку. Воспитывать трудолюбие, желание сделать приятное маме Практика: Упражнение в умении работать со схемами при изготовлении поделокстрекоза, бабочка, паучок, божья коровка, жук, ромашка, корзинка с цветами из бисера, в технике параллельного, петельного плетения с применением простого нанизывания бисера. 6. «Транспорт» Теория: Продолжаем учить детей приёмам параллельного плетения, скрутка плоскостных игрушек. Учим самостоятельно подбирать цвета и работать со схемой. Объединение двух работ в единое целое 7 Практика: Упражнение в умении самостоятельно плести фигурку- самолет, велосипед, кораблик, опираясь на схему, воспитывать терпение, аккуратность. Обучение детей правильно понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 7. «Брелочек» Теория: Продолжать формировать умение плести по схеме. Развивать чувство цвета при подборе бисера Практика: Упражнение в умении самостоятельно плести фигуры- сердечко, клоун, ананас, малина опираясь на схему, воспитывать терпение, аккуратность. Цель Программы 2-ой год обучения (Модуль 2): обучение детей созданию изделий из бисера, используя схемы, простейшие техникой плетения, соблюдая последовательность выполнения всех операций. Задачи: Образовательные: познакомить детей с простейшими техниками плетения изделий из бисера (петельное плетение, скрутка, крестик); формировать умение работать по словесной схеме, по схеме, выбранной самостоятельно, составлять свою. Развивающие: развивать самостоятельность. способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Воспитательные: приобщать детей к основам рукоделия. воспитывать уверенность в своих силах. Учебный план Программы 2 год обучения (Модуль 2) N п/п Название темы Количество занятий Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Повторение программного материала 1 1 0 Беседа наблюдение 2 Животные жарких стран. 16 3 13 Наблюдение Практическое занятие Выставка готовых изделий 3 Обитатели леса 12 4 8 Работа по схеме Практическое занятие 4 Фантазеры 15 4 11 Наблюдение Практическое занятие Фото выставка 5 Зимушка - зима 16 3 13 Наблюдение Практическое занятие 8 Выставка готовых изделий 6 Украшения 12 3 9 Наблюдение Практическое занятие Выставка готовых изделий Всего 72 18 54 Беседа Практическое занятие Фото выставка Содержание учебного плана: Второй год обучения (Модуль 2): 1. Повторение программного материала Теория: Беседа с детей «Чему мы научились» Рассматривания выставки поделок. Вспоминаем правила техники безопасности. рабочего места. Практика: Простейшее нанизывание бисера на леску. 2. «Животные жарких стран» Теория: Продолжать формировать умение плести по схеме в технике параллельного плетения, скрутка - плоскостные поделки – павлин, слон, львенок, жираф, попугайчик, панда, касатка, пингвин. из бисера. Практика: Упражнение в умении самостоятельно плести фигурку, опираясь на схему, воспитывать терпение, аккуратность. 3. «Обитатели леса» Теория: Закрепление полученных знаний детьми в умение плести с опорой на образец. Практика: Упражнение в умении детей плести с опорой на образец в технике параллельного, петельного плетения фигуры – белочка, лиса, зайчик, медвежонок. 4. «Фантазеры» Теория: Познакомить детей с последовательностью плетения изделия из нескольких деталей. Развивать умение плести различными знакомыми способами, соблюдать чувства ритма при нанизывании бисера на проволоку (петельное, параллельное плетения) Практика: Упражнение в умении самостоятельно плести фигурку (фиалка, комарик, птичка, цветущее дерево, петушок, банан, морковка, моряк, бабочка, опираясь на схему, воспитывать терпение, аккуратность. 5. «Зимняя сказка» Теория: Продолжаем учить детей плести техникой параллельного плетения. Практика: Упражнение в умении работать со схемами при изготовлении поделок – талисман года, Дед мороз и Снегурочка, колокольчик, снежинка, ангелочек из бисера техникой параллельного плетения. 6 «Украшение» Теория: Закрепление полученных знаний детьми в умение плести с опорой на образец. основных приёмов плетения – низание цепочек (крестик, параллельное, с цветочком); низание на проволоку (петельками, дугами); безопасность труда при плетении. Практика: Подготовка бисера, проволоки и лески, выполнение изделия (браслет, колечко, брошка оформление готовой поделки. 9 2.«Организационно – педагогические условия» 2.1.Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 01 сентября 31 мая 36 72 72 2 занятия по 1 часу в неделю 2 год 01 сентября 31 мая 36 72 72 2 занятия по 1 часу в неделю Каникулы: осенние с 26 октября по 3 ноября зимние — с 30 декабря по 8 января весенние — с 27 марта по 4 апреля 2.2.Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете. Перечень оборудования и материалов: № 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9 10. 11. 12 13 14. 15. 16 17 18 19. НАИМЕНОВАНИЕ Стол Стулья Подносики для бисера Тканевая белая салфетка Доска магнитная Ножницы Степлер со скобами. Стеклярус голубой, серебристый, зеленый, золотистый. Бусины диаметр от 0,6до 2см разного цвета Бусины «Рис» разного цвета Проволока для плетения №2, №3, №4 Деревянные зубочистки для накручивания проволоки Емкости для хранения бисера, бусин Бумага «Снегурочка» Рамки для коллективных работ Большой контейнер для хранения емкостей с бисером Набор для бисероплетения «Рукодельница» Набор для бисероплетения «Разноцветье» Леска для бисера 0,4 мм (30м) КОЛИЧЕСТВО 4 шт. 8шт. 20шт. 6шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. По50гр По 50 шт По50гр По 2 мотка 1 упаковка по количеству цветов 1 пачка 6шт 1шт 5 шт 5 шт 3 шт 10 Кадровое обеспечение: Педагог прошел профессиональную переподготовку с присвоением квалификации «педагог дополнительного образования» и курсы повышения квалификации по программе повышения квалификации «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» рег.№ 5169, г. Н-Тагил, НТФ ИРО, 2016 г. Методические материалы Программа составлена на основе парциальной программы Лиско Н.Л. «Бисер. Уроки, приёмы и схемы». Для обучения детей плетению из бисера используются разнообразные методы и приемы. Для изготовления фигурок и цветов используют мягкую проволоку. Проволока должна быть достаточно тонкой, чтобы её можно было несколько раз продеть через бисеринки, и одновременно достаточно упругой, чтобы выдерживать вес бисера, не провисая. Для изготовления фигурок из бисера мы используем проволоку диаметром 0,250,28 мм. При работе со схемами нужно быть внимательным и не пропустить места под плетения или присоединения деталей (лапок, листиков, крылышек и т.д.). Параллельное низание выполняют двумя концами одной проволоки. Метод состоит в том, что на один конец проволоки нанизывают бусинки для очередного ряда. Затем на них пропускают второй конец проволоки навстречу первому. Этим методом делают цветы и листья разнообразных форм. Если вы работаете на обычной технической проволоке, стебли и листья следует обвить нитками одного цвета с листьями. При обвивке нити укладывают плотно друг к другу, не перекрывая витки. Обвитый нитками конец стебля для прочности можно промазать клеем ПВА или покрыть лаком. Работая над любой темой, дети лучше воспринимают материал, работая со схемами из книг или нарисованными на бумаге. Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых изделий, демонстрация способов плетения, подбора бисера и бусин по размеру, форме, цвету, способы нанизывания их в руке или на столе. Информационно-рецептивный. Обследование бусин, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения цвета, формы, величины, материала из которого они сделаны. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов плетения (плетение по схеме, образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов плетения. Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. 2.3.Формы аттестации и оценочные материалы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение, беседа, итоговая диагностика. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, выставка готовых работ, фотоотчеты, отзывы обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся. 11 Итоговая диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. Для обследования используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме. Диагностический инструментарий: 1 год обучения Задание «Сплети игрушку» Цель задания: определить уровень умения плести из бисера плоскостные фигурки по заданной схеме. Материалы: бисер мелкий, средний разного цвета, проволока, ножницы, салфетка. Инструкция к проведению задания: детям показываются игрушки из бисера одинакового уровня сложности, где сочетаются знакомые техники плетения – параллельное, колечки, даются к ним схемы. Дети берут схему, самостоятельно подбирают бисер нужного цвета и размера, проволоку, подготавливают рабочее место и начинают плести. Анализ результатов: Показатели: - умение готовить рабочее место; - умение самостоятельно выбирать необходимый материал; - умение работать со схемой; - владение техникой параллельного плетения; - владение техникой плетения колечки; - эстетичность. Диагностический инструментарий: 2 год обучения Задание «Сплети фигурку». Цель задания: определить уровень умения плести из бисера плоскостные фигурки по заданной схеме. Материалы: бисер мелкий, средний разного цвета, проволока, ножницы, салфетка. Инструкция к проведению задания: детям показываются игрушки из бисера одинакового уровня сложности, где сочетаются знакомые техники плетения – параллельное, даются к ним схемы. Дети берут схему, самостоятельно подбирают бисер нужного цвета и размера, проволоку, подготавливают рабочее место и начинают плести. Анализ результатов: Показатели: - умение самостоятельно разрабатывать композицию; - умение декорировать изделие; - владение техникой параллельного и петельного плетения; - владение ажурной техникой плетения, - эстетичность. Результаты заносятся в таблицу: Сформированы (С) – задание выполнено без ошибок, точное следование учебной задаче, степень помощи со стороны педагога минимальная. В стадии формирования (Ф) – при выполнение задания допустимы наличие 1-3 ошибок, дозированная помощь педагога. Не сформированы (Н) – задание выполнено с большим количеством ошибок, постоянное обращение к помощи педагога. 12 1 балл - навык не сформирован 2 балла – навык сформирован частично 3 балла - навык сформирован 3. Литература Для педагога: 1. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2009. 2. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2009 3. Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997. 4. Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 2006. 5. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2011. 6. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2007. 7. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2010. 8. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Подарки из бисера. – Ростов-наДону 2014. 9. И.Н. Наниашвили, А.Г.Соцкова Фантазии из бисера- Харьков: Книжный Клуб 10 Кох С .«Фигурки и игрушки из бисера» : АСТ Астрель, 2010 Для обучащихся и родителей: 1. Ликсо Н.Л. Бисер. Уроки, приемы, схемы. ООО»Харвест», 2012 2. Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия 3. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2011. 4. Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2010. 5. Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Подарки из бисера. – Ростов-наДону 2014. 13