Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Маленькие шахматисты", 2024-2025

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Маленькие шахматисты»

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор - составитель:
Ципина Надежда Олеговна
педагог дополнительного образования

г. Кушва

1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………………

4

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………

4

1.3. Планируемые результаты …………………………………………………………

5

1.4. Содержание программы ………………………………………………………….

10

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график……………………………………………………

11

2.2. Условия реализации программы…………………………………………………

11

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………. 12

3. Литература…………..…………………………………………………… 15

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Направленность программы: физкультурно-спортивная
Программа разработана в соответствии с нормативными документами и
методическими рекомендациями:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012
года №273-Ф3;
2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №
678-р);
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021
№2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»;
14. Устав МАДОУ № 9
15. Основная образовательная программа МАДОУ № 9

3

Актуальность Программы
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос
родителей (законных представителей).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие
шахматисты» (далее - Программа) построена в соответствии с нормативно – правовыми
документами по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ: и направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся
в интеллектуальном развитии, а также в занятиях спортом.
Отличительная особенность Программы
Отличительная особенность программы для дошкольников включает: применение
игровых форм для развития детей, индивидуальный подход к каждому ребёнку для
развития продуктивного мышления и познавательных способностей обучающихся,
создание положительного эмоционального фона на занятиях: раскованность, интерес,
желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Уровень освоения программы: стартовый.
Адресат Программы
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических
возможностей детей 5-7 лет. В группу принимаются все желающие. Специального отбора
не производится. Для успешного освоения программы формируются одновозрастные
группы с оптимальным количеством 6-8 человек.
Режим занятий
1 год обучения - 2 раза в неделю по 25 мин. (72 учебных часа)
2 год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин. (72 учебных часа)
Объем и срок освоения Программы
Всего 144 часа и включает в себя 40 часов теории и 104 часа практики, 72 часа в 1
год обучения (22 теории, 50 практики), 72 часа во второй год обучения (18 теории, 54
практики). Срок освоения программы 2 года.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа реализуется традиционно в очной форме.
Форма обучения: фронтальная.
Виды занятий: беседа, практическое занятие.
Формы подведения результатов: беседа, шахматные турниры, открытое занятие.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель Программы:
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса к
этой игре.
Задачи 1 года обучения.
Обучающие задачи:
 Вызвать интерес обучающихся к игре в шахматы.

4

 Познакомить с шахматными фигурами и шахматным полем, учить ориентироваться
на шахматном поле.
 Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
 Учить детей играть «по частям» (фрагменты игры)
Развивающие задачи:
 Развивать дисциплинированность, внимательность в достижении поставленных
целей.
 Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность.
Воспитательные задачи:
 Воспитывать произвольность поведения, самоконтроль.
 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща
играть, заниматься выбранным делом.
 Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.











Задачи 2 года обучения.
Обучающие задачи:
Формировать устойчивый интерес к игре в шахматы.
Продолжать знакомить с игровыми возможностями шахматных фигур.
Формировать игровые умения, учить играть, не нарушая правил.
Учить строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.
Развивающие задачи:
Формировать навыки мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение).
Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность.
Воспитательные задачи:
Формировать потребность проводить свободное время в социально-значимых
целях, занимаясь различной деятельностью
Вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в
своих силах.
Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

1.3. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность в достижении поставленных целей;
Метапредметные результаты:
- умение выделять и формулировать цели собственной деятельности;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения задачи в конкретных
условиях;
- умение моделировать,
- способность воспроизводить по памяти информацию, концентрировать внимание,
- способность отстаивать своё мнение, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности;
— способность контролировать и оценивать свои действия.
Предметные результаты освоения программы:
5









У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.
Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.
Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями.
Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.
Дети умеют играть в шахматы не нарушая правил.
Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной
партии.

1.4. Содержание Программы
Учебный план Программы 1 год обучения (Модуль 1)
N
п/п

Название темы

Количество занятий
Всего

Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

В стране шахматного
королевства

2

2

0

Беседа
Мини-викторина

2

Волшебная доска

12

4

8

Наблюдение, беседа

3

Шахматные фигуры

6

2

4

Наблюдение, беседа

4

Начальное положение

4

1

3

Наблюдение, беседа

5

Шахматная фигура «Ладья»

8

2

6

Решение простейших
шахматных задач

6

Шахматная фигура «Слон»

4

1

3

Решение простейших
шахматных задач

7

Ладья против слона

4

1

3

Решение простейших
шахматных задач

8

Шахматная фигура «Ферзь».

6

2

4

Решение простейших
шахматных задач

9

Шахматная фигура «Конь».

6

2

4

Решение простейших
шахматных задач

10

Шахматная фигура. Пешка

4

1

3

Решение простейших
шахматных задач

11

Шахматная фигура «Король»

4

1

3

Решение простейших
шахматных задач

12

Шах, мат, ничья, пат

6

1

5

Решение простейших
шахматных задач

13

Рокировка

5

2

3

Решение простейших
шахматных задач
6

14

Шахматный карнавал

1

0

1

Всего:

72

22

50

Решение простейших
шахматных задач

Содержание учебного плана: Первый год обучения (Модуль 1):
1. В стране шахматного королевства.
Теория: История возникновения шахмат. Увлекательные и достоверные факты о
шахматах.
2. Волшебная доска
Теория: Знакомство с понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля»,
чередование белых и чёрных полей, «центр» шахматной доски, горизонтальная и
вертикальная линии, «диагональ», «шахматный» алфавит, шахматная нотация.
Практика: Выполнение игровых заданий: правильно расположить доску между
партнёрами; дидактические игры – задания, нахождение «адреса» шахматного поля.
3 . Шахматные фигуры.
Теория: Знакомство с шахматными фигурами, белыми и чёрными, их сравнение.
Практика: Выполнение игровых заданий: нахождение той или иной фигуры в ряду
остальных, правильное название шахматных фигур.
4. Начальное положение
Теория: Знакомство с новыми понятиями: «начальное положение или начальная
позиция», «партия». Знакомство с начальной расстановкой фигур. Правило «ферзь любит
свой цвет».
Практика: Выполнение игровых дидактических заданий, формирование навыка
самоконтроля и самооценки.
5 . Шахматная фигура «Ладья»
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «ладья», с новым понятием «ход фигуры»,
«взятие».
Практика: Выполнение игровых заданий: найти место ладьи в начальном положении, ход
фигуры, взятие. Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске; упражняться
в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и чёрной ладьёй на
шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд,
решение простейших шахматных задач.
6. Шахматная фигура «Слон»
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «слон», место слона в начальном положении,
белопольные и чёрнопольные слоны, ход слона.
Практика: Выполнение игровых заданий: слон выполняет взятие. Дидактические игры.
Игровая практика на шахматной доске, решение простейших шахматных задач.
7. Ладья против слона
Теория: Закрепление полученных знаний детьми о шахматных фигурах «ладья» и «слон».
Практика: Упражнение в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной
доске, обучение детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим,
выбирать методы защиты или нападения, делать ходы поочерёдно, учитывая предыдущий
7

ход соперника и предвидя ответный ход. Дидактические игры. Игровая практика на
шахматной доске, решение простейших шахматных задач.
8. Шахматная фигура «Ферзь».
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции.
Ход ферзя. Правила взятия ферзём.
Практика: Упражнение в умении находить место ферзя в начальной позиции, как он
ходит. Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске, решение простейших
шахматных задач.
9. Шахматная фигура «Конь».
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход
коня. Взятие.
Практика: Упражнение в умении находить место коня в начальной позиции, как он
ходит. Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске, решение простейших
шахматных задач. Обучение правильно понимать и решать поставленную учебную задачу.
10. Шахматная фигура. Пешка.
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «пешка». Место пешки в начальной позиции.
Ход пешки. Взятие, взятие на проходе. «Превращение пешки».
Практика: Упражнение в умении находить место пешки в начальной позиции, как она
ходит. Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске, решение простейших
шахматных задач.
11. Шахматная фигура «Король».
Теория: Знакомство с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции.
Ход короля. Взятие.
Практика: Упражнение в умении находить место короля в начальной позиции, как он
ходит, взятие. Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске, решение
простейших шахматных задач. Обучение детей правильно понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно.
12. Шах, мат, ничья, пат.
Теория: Знакомство с понятиями «шах», «мат», «ничья», «пат», «мат в один ход».
Практика: Упражнение в умении находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду
остальных, где мата нет; определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту,
которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю, находить позиции, в
которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Дидактические игры. Игровая практика
на шахматной доске, решение простейших шахматных задач. Обучение детей правильно
понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
13. Рокировка
Теория: Знакомство с понятиями «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Правила
рокировки.
Практика: Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске, решение
простейших шахматных задач. Обучение детей во время шахматной игры действовать в
соответствии с принятыми правилами поведения партнёров во время шахматной игры.
14. Шахматный карнавал
Практика: Развлечение.

8

Учебный план Программы: 2 год обучения (Модуль 2)
Название темы

N
п/п

Количество занятий
Всего

Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Повторение программного
материала

6

2

4

Беседа
наблюдение

2

Шах, мат.

10

2

8

Решение шахматных
задач

3

Что такое связка

3

1

2

Решение шахматных
задач

4

Рокировка

4

1

3

Решение шахматных
задач

5

Непобедимый

4

1

3

Решение задач

6

Волшебный мир комбинаций

12

2

10

Решение шахматных
задач

7

Дебют. Подготовка к турниру

14

4

10

Решение шахматных
задач

8

Турниры. Короткие партии.

14

4

10

Проведение турниров.

9

Шахматный турнир на личное
первенство

4

1

3

Проведение турниров.

10

Шахматный праздник.

1

0

1

Проведение турниров.

Всего

72

18

54

Содержание учебного плана: Второй год обучения (Модуль 2):
1. Повторение программного материала
Теория: повторение изученных фигур, правил, понятий.
Практика: Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске, решение
простейших шахматных задач для развития воображения, сообразительности, быстроты
реакции.
2. Шах, мат. Пат
Теория: Формирование представление о позиции «шах», «мат», «пат». Дать понятие мат цель игры. Выделение отличий пата от мата.
Практика: Дидактические игры. упражнение в умении играть всеми фигурами из
начального положения учить сравнивать фигуры, показывать их различие и сходства
определении шахматных ситуаций. Игровая практика на шахматной доске.
3. Что такое связка
Теория: Формирование понятия «Связка»
Практика: Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске.
4. Рокировка
9

Теория: Формирование понятия «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается
рокировка.
Практика: Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске. Развитие
творческое мышление, логического мышления
5. Непобедимый
Теория: Формирование представлений о важности первых ходов, этикете Слушание
сказки «Непобедимый».
Практика: Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске.
совершенствование умения доказывать правильность своего решения.
6. Волшебный мир комбинаций
Теория: Формирование первичных представлений о том, что должен знать игрок, чтобы
уверенно разбираться в партии чувствовать себя спокойно во время игры
Практика: Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске.
7. Дебют. Подготовка к турниру.
Теория: Формирование понятия «Дебют» Формирование представлений о принципах
разыгрывания дебюта; и важности первых ходов Закрепление Знаний правил ведения
шахматной партии.
Практика: Дидактические игры. Игровая практика на шахматной доске. Развитие
воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих
заданий.
8. Турниры. Короткие партии.
Теория: Закрепление знаний о принципах разыгрывания дебюта. Закрепление
пройденного материала.
Практика: Дидактические игры. Игра всеми фигурами из начального положения.
Обучение
рационально
распоряжаться
небольшими
шахматными
силами,
сохранившимися на доске, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находясь в
трудном положении.
9. Шахматный турнир на личное первенство.
Теория: Закрепление знаний. Формирование понятия «шахматный турнир».
Практика: Проведение шахматных турниров на личное первенство.
10. Шахматный праздник
Практика. Открытое занятие.

10

Раздел № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1.Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

01
сентября

31 мая

36

72

72

2 занятия по 1
часу в неделю

2 год

01
сентября

31 мая

36

72

72

2 занятия по 1
часу в неделю

Каникулы:
осенние с 26 октября по 3 ноября
зимние — с 30 декабря по 8 января
весенние — с 27 марта по 4 апреля
2.2. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
Материально – техническое обеспечение.
Мебель и оборудование.
 Шахматная демонстрационная доска - 2 шт.
 Шкаф для пособий - 1 шт.
 Шахматные столы с набором фигур – 4 шт.
 Стулья детские – 8 шт.
 Демонстрационные шахматы магнитные 2 шт.
Канцелярские товары:
 бумага для офисной техники А4 (500л.) 2 п.;
 ластик -8 шт.
 простой карандаш -8 шт.
 тетрадь 48 листов -8 шт.
 шахматная тетрадь для дошкольников 8 шт.
Информационное обеспечение:
Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL:
http://www.chess-master.net/articles/3.html.
Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/.
Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/
Кадровое обеспечение:
Педагог прошел профессиональную переподготовку с присвоением квалификации
«педагог дополнительного образования» и курсы повышения квалификации по
дополнительной профессиональной программе «Методика обучения детей игре в
шахматы в рамках реализации ФГОС ДО» рег № 0169772 ООО ВШДА г. Екатеринбург,
2023 г.
Методические материалы
Составлена на основе парциальной программы Петрушиной Н. М. «Шахматный
учебник для детей».
11

Курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Программа
предполагает специально организованную игровую деятельность, использование приема
обыгрывания заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме педагог вводит детей
в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и
доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и
загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее
принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им
интерес к древней и мудрой игре. В программе широко используются шахматные сказки,
стихи, пословицы, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и мини - викторины.
Для обучения детей игре в шахматы используются разнообразные методы и приемы.
 Наглядный. Рассматривание на занятиях фигур, готовых позиций, демонстрация
способов их перестановки, способы удержания их в руке или на столе.
 Информационно-рецептивный. Обследование фигур, которое предполагает
подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с
формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева,
справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
 Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (действия по
образцу, беседа, упражнения по аналогу)
 Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
 Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов, согласно технологической карты.
 Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
 Игровой. Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости,
наблюдение, беседа, диагностика.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 шахматные турниры,
 открытое занятие,
 фотоотчеты,
 отзывы обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся.
Для обследования используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой
форме.
Диагностический инструментарий:
1.
ШАХМАТНАЯ ДОСКА, Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль», То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски,
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски,
2.
ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания.
12

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания.
«Мешочек», ребенок но одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении,
4.
ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на
уничтожение», белопольные и чернопольные слоны 5 одноцветные и разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания.
«Игра на уничтожение». У ребенка формируется внутренний план действий, развивается
аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ребенком
ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми). «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на
поля, находящиеся под ударом черных фигур.
5.
ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и
короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить:
стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: дан
ли мат черному королю.
«Рокировка»» Ребенок должен определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Результаты заносятся в таблицу:
Сформированы (С) – задание выполнено без ошибок, точное следование учебной задаче,
степень помощи со стороны педагога минимальная.
В стадии формирования (Ф) – при выполнение задания допустимы наличие 1-3 ошибок,
дозированная помощь педагога.
Не сформированы (Н) – задание выполнено с большим количеством ошибок, постоянное
обращение к помощи педагога.

13

№
Список детей

Итог

Может решать конфликтные
ситуации с
партнером

Соблюдает правила игры

Умеет объявлять мат

Умеет ставить шах

Умеет определять позицию шах

Знает и использует в речи
шахм.термины

Умеет расставлять фигуры на
шахматной доске

Знает как ходят шахматные
фигуры

Знает и правильно называет
шахматные фигуры

Знает шахматную доску

Знает историю возникновения
шахмат

диагностика по выявлению умений детей играть в шахматы

1

2

3

4

5

6

7

8

14

3. Литература
Для педагога:
 Береславский Л. Я. «Шахматы для малышей».- Москва: Издательство АСТ, 2017
 В. В. Костров «Шахматный решебник». Развлечение. -СПб.: Издательский дом
«Литература», 2013.
 В. В. Костров «Шахматный решебник» Мат королю. -СПб.: Издательский дом
«Литература», 2016.
 В. В. Костров «Шахматный решебник» Отвлечение. -СПб.: Издательский дом
«Литература», 2013.
 Петрушина Н. М. «Шахматный учебник для детей».- Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 2016.
 Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. – Обнинск:
Духовное возрождение, 2011.
Сказки и рассказы для детей и родителей о шахматах и шахматистах
 Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
 Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля.
 Добрыня, посол князя Владимира (былина).
 Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
 Ильин Е. В стране деревянных королей.
 Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
 Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
 Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
 Остер Г. Полезная девчонка.
 Пермяк Е. Вечный Король.
 Сендюков С. Королевство в белую клетку.
 Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
 Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка.
 Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
 Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов.
 Сухин И. Шахматная сказка
 Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
 Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
 Берестов В. В шахматном павильоне.
 Берестов В. Игра.
 Ильин Е. Приключения Пешки.
 Ильин Е. Средневековая легенда.
 Квитко Л. Турнир.
 Никитин В. Чья армия сильней?
 Сухин И. Волшебная игра.
 Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.

15


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».