1 Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности Возраст обучающихся: 4-7 лет Срок реализации: 3 года Автор - составитель: Рычкова Лариса Алексеевна, педагог дополнительного образования г. Кушва 2 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………… 4 1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………… 5 1.3. Планируемые результаты ………………………………………..……………… 6 1.4. Содержание программы …………………………………………………………. 15 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарный учебный график…………………………………………………… 16 2.2. Условия реализации программы………………………………………………… 17 2.3. Формы аттестации и оценочные материалы……………………………………. 19 3. Список литературы…………………………………………………….. 22 3 1. Комплекс основных характеристик Программы 1.1.Пояснительная записка Направленность программы: художественная. Программа разработана в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями: 1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года №273-Ф3; 2. Федеральный закон РФ от 14.07.2022 №295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 №124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Р.Ф. от 29 мая 2015 г.№ 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 №2 « Об утверждении санитарных праил и норм Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»; 14. Устав МАДОУ № 9 15. Основная образовательная программа МАДОУ № 9 4 Актуальность Программы Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей (законных представителей). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа художественной направленности «Цветной мир» построена в соответствии с нормативно – правовыми документами по дополнительному образованию и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. Обучение по данной программе способствует удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии. Отличительная особенность Программы Отличительная особенность программы для дошкольников по нетрадиционным техникам рисования заключается в том, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Для нетрадиционного рисования применяются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Уровень образования: стартовый. Адресат Программы Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей дошкольников. В группу принимаются все желающие дети с 4-7 лет. Для успешного освоения программы формируются одновозрастные группы с оптимальным количеством 10 человек. Режим занятий 1 год обучения - 2 раза в неделю по 20 мин. (72 учебных часа) 2 год обучения - 2 раза в неделю по 25 мин. (72 учебных часа 3 год обучения - 2 раза в неделю по 30 мин. (72 учебных часа) Объем и срок освоения Программы Всего 216 часов и включает в себя 40 часов теории и 176 часов практики, 72 часа в 1 год обучения (10 теории, 62практики), 72 часа во второй год обучения (13 теории, 59 практики), 72 часа в третий год обучения (17 теории, 55 практики). Срок освоения программы 3 года. Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется традиционно в очной форме. Формы обучения: фронтальная. Виды занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие. Формы подведения результатов: презентация, творческий отчет, открытое занятие, выставка, викторина. 5 1.2 Цель и задачи программы. Цель работы с детьми 5 года жизни (Модуль 1): создание условий для развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования. Данная цель предполагает решение следующих задач: Образовательные: познакомить детей с наиболее простыми в исполнении техниками и способами нетрадиционного рисования; с начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий цвета); с основными цветами, контрастами форм; совершенствовать изобразительные умения; побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. Развивающие: развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: пользоваться кистью, красками, палитрой, использовать площадь листа, изображать предметы крупно; развивать начальные умения и личностные качества: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, уверенность в своих силах, умение оценивать свою работу, работать самостоятельно, содержать в порядке своё рабочее место. Воспитательные: воспитывать усидчивость, терпение, бережное взаимопомощи. отношение к материалам, навыки Цель работы с детьми 6 года жизни (Модуль 2): развитие у детей в процессе продуктивной деятельности творчества, воображения в ходе поиска оригинального решения в реализации задуманного, находя средства для его воплощения через знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Данная цель предполагает решение следующих задач: Образовательные: формирование художественного мировосприятия, художественной грамотности: ознакомление с культурой и свойствами цвета, цветовых отношений (теплый/холодный, светлый/темный); изучение композиции; обучение предметному рисованию; рисованию по представлению, создание самостоятельных изобразительных работ творческого характера. Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами, придумывать и создавать композиции, образы; поощрять и поддерживать детские творческие находки. Развивающие: Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности; интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение; эстетическую восприимчивость; формо и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении. Воспитательные: воспитывать художественный вкус, аккуратность, усидчивость, терпение, интерес к изобразительной творческой деятельности; желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ; уважительное отношение к результатам детского творчества. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Цель работы с детьми 7 года жизни (Модуль 3): формирование у дошкольников художественной культуры, развитие творческого потенциала, способностей для 6 самореализации в различных видах художественно-творческой деятельности через знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Данная цель предполагает решение следующих задач: Образовательные: помочь детям осваивать новые техники и способы нетрадиционного рисования; познакомить их с многообразием художественных материалов и приёмами работы сними; совершенствовать изобразительные умения; учить детей использовать цвет, оттенки, сочетания цветов для воплощения художественного замысла. Развивающие: развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию; художественный вкус, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать; умение объединять разные способы изображения; совершенствовать графические навыки и умения в работе с разнообразными средствами изобразительной деятельности. Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. поддерживать детскую инициативу, ситуацию открытия, удивления, потребность творить. 1.3. Планируемые результаты. (первый год) • Дети знают основные цвета; контрасты форм; свойства красок; азы воздушной перспективы (дальше, ближе); • Дети умеют оценивать свою работу; работать самостоятельно; • У детей развиты начальные умения и личностные качества: умение содержать в порядке своё рабочее место; трудолюбие; самостоятельность; уверенность в своих силах. (второй год) • Дети знают основные цвета; цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); понятие симметрии; контрасты форм; свойства красок и графических материалов; азы воздушной перспективы (дальше, ближе). • Дети умеют смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; • Дети умеют правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; • Дети умеют адекватно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; • Дети умеют работать самостоятельно и в коллективе; • У детей развиты личностные качества и умения: умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; трудолюбие; самостоятельность; уверенность в своих силах. (третий год) • Дети знают контрасты цвета; гармонию цвета; азы композиции (статика, движение); пропорции предметов; • Дети умеют выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции; соблюдать последовательность в работе (от общего к частному); • Дети умеют работать в определённой гамме; доводить работу от эскиза до композиции; • Дети умеют использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет); 7 • У детей развиты личностные качества и умения: умение работать в группе; умение уступать; ответственность; самокритичность; самоконтроль. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы личностные результаты: - значительное повышение уровня развития творческих способностей. Расширение и обогащение художественного опыта; - формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; - приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; - умение управлять своими эмоциями; - дисциплинированность, внимательность в достижении поставленных целей; - развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности. - развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности; - усвоение нравственно–эстетических ценностей и стремление детей руководствоваться в повседневной жизни; Метапредметные результаты - умение с помощью педагога выделять и формулировать цель деятельности в области искусства; - умение находить новые нестандартные решения творческих задач; - способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами; - способность к активному усвоению художественного опыта; - способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; - способность воспроизводить по памяти информацию, концентрировать внимание; - способность отстаивать своё мнение, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности; - способность контролировать и оценивать свои действия; - склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами; - оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества. Предметные результаты освоения программы - индивидуальный «почерк» детской продукции; - нахождение выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа; - самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов; 1.4.Содержание Программы Учебный план Программы 1 год обучения (Модуль 1) N п/п 1 Название темы Количество занятий Всего Знакомство с основами 1 Теория Практика 1 0 Формы аттестации/контроля Презентация «Цветной 8 разнообразных техник нетрадиционного рисования. мир» 2 «Оттиск ладошкой и пальчиками». 12 1 11 Презентация работ 3 «Штампики». 6 1 5 Презентация работ 4 «Тычкование». 17 1 16 Презентация работ 5 «Кляксография». 8 1 7 Презентация работ 6 «Раздувания краски». 6 1 5 Анализ работ 7 «Каракулеграфия». 4 1 3 Презентация работ 8 Ватные палочки. 12 1 11 Презентация работ 9 «Линотипия» - ниткография. 5 1 4 Презентация работ 10 Развлечение: «В гостях у бабушки-Загадушки». 1 1 0 Проведение развлечения. Решение проблемных задач. 72 10 62 Всего: Содержание учебного плана Первый год обучения (Модуль 1): 1. Презентация «Цветной мир». Теория: Знакомство с основами разнообразных техник нетрадиционного рисования. 2. «Оттиск ладошкой и пальчиками». Теория. Обучение детей способу рисования изображения с помощью ладошки и пальцев рук. Развитие у них воображения, фантазии и мышления. Практика. Выполнение игровых заданий: обмакнуть ладошку или подушечки пальцев в краску и сделать оттиск на листе бумаги. Помощь детям в осознании ритма как изобразительно-выразительного средства. 3. «Штампики». Теория. Обучение детей способу рисования изображения с помощью «штампиков», позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Используя этот прием можно научить детей ориентироваться на листе бумаги, продумывать двух-трех плановую композицию на листе бумаги. Практика. Штампы и печатки несложно сделать из овощей, ластика или использовать готовые из магазина. Чтобы сделать оттиск нужно прижать штампик к подушечке с краской, а затем - к листу бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Таким образом можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную. 4. «Тычкование». Теория. Обучение детей умению реалистично изображать различные предметы и животных, которые становятся после этого более пушистыми и объемными. 9 Практика. Можно использовать два приема – это рисование жесткой полусухой кистью и поролоновый тычок. Нарисовать контур любого пушистого животного. Выполнять работу, держа кисть/тычок вертикально к листу бумаги. Сначала, тычками выполняется контур рисунка, а затем он весь заполняется частыми тычками (без промежутков). В работе можно использовать готовые трафареты или вырезанные из картона самостоятельно. 5. «Кляксография». Теория. Обучение детей координации движения руки, развития глазомера, фантазии и воображения, снятия напряжения у эмоционально расторможенных детей. Практика. На листе бумаги поставить большую и яркую кляксу (тушь, акварельная краска), чтобы капля - клякса была «живая», если потрясти листок бумаги - она начинает двигаться, а если на нее подуть (лучше из соломки или трубочки от сока), то она побежит вверх, оставив за собой след. Снова подуть, поворачивая лист в ту сторону, где уже виден какой - то образ. Можно еще капнуть кляксу другого цвета и снова подуть - пусть эти цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются и получиться новый цвет. Посмотреть на что же они похожи, если надо чуть - чуть подрисовать смысловые элементы. 6. «Раздувание краски». Теория. Обучение детей яркому и выразительному способу изображения кустарников, деревьев, необычных сказочных растений или кораллов с помощью выдувания краски трубочкой для коктейля Практика. Обмакнуть кисть в разведенную краску и брызгать капли на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Взять трубочку, и подуть через нее на капли краски, которые превратятся в кляксы. 7. «Каракулеграфия». Теория. Развитие логического мышления, представления, воображения, зрительной памяти; упражнение в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя его в единое целое; закрепление навыка проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов; развитие усидчивости, желания довести начатое дело до конца, чтобы увидеть конечный результат. Практика. При первоначальном знакомстве предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки. Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета, дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта, раскрасить готовый рисунок, по желанию дополнить композицию тематическими элементами. 8. Ватные палочки. Теория. Обучение детей рисованию изображения с помощью ватных палочек развивает у них воображение, фантазию и мышление. Практика. Сначала надо сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь. 9. «Линотипия» - ниткография Теория. Обучение детей способу рисования изображения с помощью ниточек, окрашенных цветными красками Практика. Налить краску разных цветов в тарелочки. Опустить ниточку в тарелочку, немого отжать ее с помощью кисточки, придерживая другой конец нитки в руке. 10 Выложить на лист бумаги изображение из нитки, а другой конец оставить свободным. Так повторить столько раз, сколько цветов хотим нарисовать, укладывать ниточки на листе бумаги нужно аккуратно и быстро, чтобы не высохла краска. Взять чистый лист бумаги и наложить на лист с изображением, слегка придерживая рукой. Собрать в руку все концы ниточек и, придерживая верхний лист бумаги, резко выдернуть нитки. По желанию дорисовать или приклеить детали. 10. Развлечение: «В гостях у бабушки-Загадушки». Практика. Развлечение. Учебный план Программы 2 год обучения (Модуль 2) N п/п Название темы Количество занятий Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Закрепление знаний знакомых техник нетрадиционного рисования. 1 1 0 Беседа Игровые упражнения 2 «Оттиск ладошкой и пальчиками». 12 1 11 Анализ работ 3 «Штампики». 6 1 5 Презентация работ 4 «Тычкование». 8 1 7 Презентация работ 5 «Кляксография». 8 1 7 Презентация работ 6 «Раздувания краски». 4 1 3 Презентация работ 7 «Каракулеграфия». 6 1 5 Презентация работ 8 Ватные палочки. 9 1 8 Презентация работ 9 «Линотипия» - ниткография 4 1 3 Презентация работ 10 «Мыльные пузыри/воздушные шары». 4 1 3 Презентация работ 11 «Граттаж» 3 1 2 Презентация работ 12 «Оттиск смятой бумагой» 6 1 5 Презентация работ 13 Развлечение: «День рождения королевы Кисточки». 1 1 0 Проведение развлечения. Решение проблемных задач 72 13 59 Всего: Содержание учебного плана Второй год обучения (Модуль 2): 11 1. Закрепление знаний знакомых техник нетрадиционного рисования. Теория: Повторение знакомых техник нетрадиционного рисования через презентацию «Цветной мир». Решение простейших задач для развития фантазии, воображения, познавательной активности и сообразительности. 2. «Оттиск ладошкой и пальчиками». Теория. Обучение детей способу рисования изображения с помощью ладошки и пальцев рук. Развитие у них воображения, фантазии и мышления. Практика. Ребенок опускает в гуашь ладошку, пальчик, окрашивает с помощью кисточки/поролоновой губки и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. 3. «Штампики». Теория. Обучение детей способу рисования изображения с помощью «штампиков», позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Используя этот прием можно научить детей ориентироваться на листе бумаги, продумывать двух-трех плановую композицию на листе бумаги. Практика. Нужно прижать штампик к подушечке с краской, а затем - к листу бумаги, чтобы получился ровный и четкий отпечаток. Таким образом можно составить более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали и расширяя предметы для печати. Особенно хороши крупные отпечатки для оформления зала, летних детских площадок. 4. «Тычкование». Теория. Отработка умения реалистично изображать различные предметы и животных, которые становятся после этого более пушистыми и объемными. Практика. Можно использовать два приема – это рисование жесткой полусухой кистью и поролоновый тычок. Нарисовать контур любого пушистого животного. Выполнять работу, держа кисть/тычок вертикально к листу бумаги. Сначала, тычками выполняется контур рисунка, а затем он весь заполняется частыми тычками (без промежутков). В работе можно использовать готовые трафареты или вырезанные из картона самостоятельно. 5. «Кляксография». Теория. Закрепление координации движений руки, развитие глазомера, фантазии и воображения, снятия напряжения у эмоционально расторможенных детей. Практика. получить фантастическое изображение не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу. Набрызгать капли краски или туши на лист бумаги. Взять листок в руки, чтобы «живая» капелька начала на нем танцевать. Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать. 6. «Раздувание краски». Теория. Обучение детей яркому и выразительному способу изображения объектов с помощью выдувания краски трубочкой для коктейля Практика. Обмакнуть кисть в разведенную краску и брызгать капли на лист бумаги. Чем гуще краска - тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Взять трубочку, и подуть через нее на капли краски, которые превратятся в кляксы. 7. «Каракулеграфия». Теория. Развитие воображения, опыта, наблюдений. Практика. Предложить ребенку нарисовать на листе бумаги каракули, внимательно рассмотреть на них, определить на что они похожи, дорисовать недостающие элементы 12 предмета простым карандашом, раскрасить готовый рисунок, по желанию дополнить композицию тематическими элементами. 8. Ватные палочки. Теория. Обучение детей рисованию изображения с помощью ватных палочек развивает у них внимание, воображение, фантазию и мышление. Практика. Ватной палочкой прикоснуться к листу бумаги и затем её осторожно поднять. На бумаге в итоге остается кружочек. Из таких вот кружочков и будет состоять воображаемая картина. 9. «Линотипия» - ниткография. Теория. Развитие детской фантазии, творчества, аккуратности в рисовании с помощью ниточек, окрашенных цветными красками. Практика. Взять нитки длиной 50-60 см, окрасить ее в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа бумаги. Концы ниток вывести наружу. Сложить половинки листа, прижать левой рукой сверху, разгладить. Затем, не снимая левой ладони с листа, правой рукой осторожно выдернуть одну нитку за другой. Развернуть лист, а там получится «волшебный» рисунок. 10. «Мыльные пузыри/воздушные шары». Теория. Развитие способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, шара получая изображения законченности и сходства с реальными образами; развитие творчества, воображения, фантазии, любознательности, аккуратности, чувства цвета, формы; тренировка мелкой моторики кистей рук; поощрение инициативы, самостоятельности; Практика. Опустить коктейльную трубочку в стаканчик с цветным мыльным раствором и подуть, так чтобы поверх стаканчика получилась пенная «шапка» из мыльных пузырей. Затем, на стаканчик с пенной «шапкой» аккуратно приложить лист бумаги, держа его пальцами рук за противоположные стороны. Лист бумаги немного подержать на стаканчике, чтобы краска впиталась в него. Полученный отпечаток мыльных пузырей нужно дорисовать так, чтобы получилось какое-то изображение или фон для рисунка. 11. «Граттаж» Теория. Развитие заинтересованности, творчества, воображения, аккуратности; тренировка мелкой моторики кистей рук; поощрение детской инициативы, самостоятельности. Практика. Покрыть плотную бумагу толстым слоем воска или парафина. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты нанести на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. 12. «Оттиск смятой бумагой» Теория. Практика. Взять небольшие кусочки бумаги, смять в шарики, окунуть в краску нужного цвета или прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, сменить блюдце, и смятую бумагу. Чем мельче изображение, тем меньше нужен кусочек бумаги для сминания. 13. Развлечение: «День рождения королевы Кисточки». Практика. Развлечение. Учебный план Программы 3 год обучения (Модуль 3) 13 N п/п Название темы Количество занятий 1 Закрепление известных техник нетрадиционного рисования. 1 1 0 Беседа Мини-викторина 2 «Оттиск ладошкой и пальчиками». 5 1 4 Презентация работ 3 «Штампики». 4 1 3 Презентация работ 4 «Тычкование». 11 1 10 Презентация работ 5 «Кляксография». 4 1 3 Презентация работ 6 «Раздувания краски». 2 1 1 Презентация работ 7 «Каракулеграфия». 2 1 1 Презентация работ 8 «Ватные палочки». 10 1 9 Презентация работ 9 «Линотипия» - ниткография 4 1 3 Презентация работ 10 «Мыльные пузыри/воздушные шары». 4 1 3 Презентация работ 11 «Граттаж» 4 1 3 Презентация работ 12 «Оттиск смятой бумагой» 4 1 3 Презентация работ 13 «Восковые мелки» 4 1 3 Презентация работ 14 «Печать клише» 4 1 3 Презентация работ 15 «Шаблонография» 4 1 3 Презентация работ 16 «Монотипия». 4 1 3 17 Развлечение: «Умники и умницы». 1 1 0 72 17 55 Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля Проведение развлечения. Решение проблемных задач. Всего: Содержание учебного плана Третий год обучения (Модуль 3): 1. Закрепление ранее знакомых техник нетрадиционного рисования. Теория. Развитие эстетического восприятия окружающего мира, наблюдательности. – Воспитание интереса к изобразительному творчеству, желания узнавать новое. 14 2. «Оттиск ладошкой и пальчиками». Теория. Знакомство со свойствами материала, владение разнообразными движениями руки, пальцев необходимых для создания изобразительных форм. Развитие творческого воображения, мышления, фантазии, координации. Практика. Опустить в гуашь ладошку или пальчик и окрасить с помощью кисточки/поролоновой губки, оставить след, пятнышки на бумаге. После работы пальчики вытереть салфеткой. 3. «Штампики». Теория. Многократное изображение одного и тот же предмета, составление из его отпечатков самых разнообразных композиций. Практика. Прижать печатку к подушечке с краской и нанести оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока. 4. «Тычкование». Теория. Развитие творческих способностей, воображения, полёт фантазии. Способствовать снятию детских страхов, получения эстетического удовольствия. Практика. Эту технику используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, создаем образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые одуванчики. 5. «Кляксографии». Теория. Развитие воображения; умения свободно выражать свой замысел; уверенности в своих силах. Практика. Зачерпнуть гуашь пластиковой ложечкой и вылить на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Рассмотреть изображение, определить: «На что же это похоже?». 6. «Раздувания краски». Теория. Закрепление знакомого способа спонтанного рисования, тренировка дыхания, развитие воображения, фантазии. Практика. Рисунок подучается путем нанесения пятна краски и воздействия на него посредством выдувания, что дает случайный, непредсказуемый эффект рисунка. 7. Восковые мелки. Теория. Развитие внимания, интереса, творчества, фантазии, аккуратности. Практика. Рисование восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивание листа акварелью в один или несколько цветов. Акварель скатывается с мазков, сделанных восковыми мелками, и остаётся только на чистом листе. Рисунок мелками остается не закрашенным. 8. «Каракулеграфия». Теория. Развитие логического мышления, представления, воображения, зрительной памяти; упражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразуя в единое целое; закрепление навыка проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов. Развитие усидчивости, желания довести начатое дело до конца. Практика. Предложить детям нарисовать на листе бумаги в хаотичном порядке линиикаракули, Внимательно рассмотреть контур, определить недостающие элементы увиденных предметов. Дорисовать простым карандашом недостающие детали объектов. Раскрасить готовый рисунок. При затруднении в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки т. д. 15 9. Ватные палочки. Теория. Развитие творческого потенциала, фантазии, сосредоточенности, согласованности движений, внимания, координации, усидчивости, чувства прекрасного, мелкой моторики пальцев рук, поддержать желание ребенка творить. Практика. Взять чистый лист бумаги, краску, нужного нам цвета, лучше гуашь, получается более насыщенный цвет. И далее рисуем при помощи ватных палочек. Макаем палочку в краску и методом «тычка» начинаем рисовать по контуру рисунка. Ватной палочкой касаемся листа и осторожно поднимаем. После проделанных движений на листе остается точка или кружочек, кому как больше нравится. Чем сильнее нажим на палочку, тем больше получается точка, чем больше краски на палочке, тем ярче становится точка. Таким образом, проходимся по контуру, меняя цвета, новый цвет — новая палочка. 10. «Линотипия» - ниткография Теория. Учить детей анализировать свои чувства, творить новые смыслы и формы; развивать творческий потенциал детей, фантазию и образное мышление; привить художественные навыки и эстетический вкус. Практика. Взять белый лист бумаги, согнуть его пополам, набирать краску на нить с помощью кисти: нить опустить в краску, затем слегка отжать с помощью кисточки, произвольно уложить нитку с краской петлями или зигзагами на лист бумаги, накрыть вторым листом, чтобы концы нити было видно из-под бумаги. Оба листа плотно прижать друг к другу рукой, а нить вытянуть за конец. Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга. Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны... 11. «Мыльные пузыри/воздушные шары». Теория. Развитие творческой фантазии, умение видеть сходство между, на первый взгляд, ничем не похожими предметами, предоставление для детей массы положительных эмоций. Практика. Взять одноразовые стаканчики. Один стакан – один цвет. Смешать в стакане воду с жидким мылом, добавить красители. Чем больше красителя, тем красочней будут цвета. Идеальные, сочные и яркие цвета получатся, если составить мыльный раствор в таких пропорциях: 5 частей гуаши + 1 часть воды + 1 часть жидкого мыла. Затем берем трубочку для коктейля и вставляем в стаканчик, после начинаем «выдувать» раствор. Когда пена из мыльных пузырей будет выходить за края стакана, то берем бумагу и прикладываем ее к мыльной пене. Смотрим на получившиеся отпечатки и включаем фантазию, представляем, воображаем, что получилось. Осталось только дорисовать. И все чудесная картина готова. 12. «Граттаж». Теория. Развитие чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; фактурности и объёма, мелкой моторики рук; Практика. Взять плотную бумагу заштриховать толстым слоем из цветных восковых мелков или восковой свечой. Затем широкой кистью или губкой нанести на поверхность слой туши, можно использовать и гуашь, но она пачкается после высыхания. Можно воспользоваться и акриловыми красками чёрного цвета. Когда она высохнет, острым предметом — скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапать рисунок. На черном фоне образуется рисунок из тонких белых или цветных штрихов. 13. «Монотипия». 16 Теория. Развитие пространственного мышления; уверенности в своих силах; мелкой моторики рук; Практика. Согнуть лист бумаги пополам, нанести несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накрыть второй половиной листа и развернуть. В них можно увидеть необычные узоры: цветы, облака, лисичку. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии. 14. «Шаблонография». Теория. Развитие творческого воображения, мышления, фантазии. Воспитание интереса к изобразительному творчеству, желания узнавать новое. Практика. Продумать содержание рисунка. В начале нужно обрисовать основную, самую крупную, форму и только потом переходить к деталям. Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. 15. «Печать клише» Теория. Развитие творчества, воображения, аккуратности, ориентировки на плоскости листа; тренировка мелкой моторики кистей рук; поощрение детской инициативы, самостоятельности Практика. Взять довольно толстый деревянный брусок, чтобы его удобно было взять в руку. Одну сторону бруска сделать ровной и гладкой и на нее наклеить картон, а на картон - узоры. При этом узоры не обязательно могут быть из бумаги, а, например, из веревки. Накатать краску и проштамповать узоры на бумаге или на ткани. 16. «Шаблонография» Теория. Закрепление координации движений руки, развитие глазомера, фантазии и воображения, снятия напряжения у эмоционально расторможенных детей. Практика. Представить из каких геометрических фигур состоит предмет, который можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов, овалов и прямоугольников. Обрисовать основную, самую крупную форму, потом переходить к деталям. Простым карандашом обрисовать геометрические формы, чтобы готовое изображение составляло единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. 17. Развлечение: «Умники и умницы». Практика. Развлечение: «Умники и умницы». Раздел № 2. «Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1.Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 01 сентября 31 мая 36 72 72 2 занятия по 1 часу в неделю 2 год 01 сентября 31 мая 36 72 72 2 занятия по 1 часу в неделю 17 Каникулы: осенние с 26 октября по 3 ноября зимние — с 30 декабря по 8 января весенние — с 27 марта по 4 апреля 2.2. Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение. Мебель и оборудование. Шкафы для пособий (2) Письменный стол для работы педагога (1) Столы для занятий с детьми (6) Стулья детские (15) Канцелярские товары, необходимые для реализации программы: наборы разнофактурной бумаги (15); образцы рисунков по различным нетрадиционным техникам (2 альбома); бумага для офисной техники А4 (1 уп.) наборы акварельных красок (15 шт.) ватман (10 листов) тушь разноцветная (8 флаконов) пастель, сангина, уголь (15 наборов) гуашь (белая) – 2 б. гуашь (желтая) – 2 б. гуашь (зеленая) – 2 б. гуашь (красная) – 2 б. гуашь (синяя) – 2 б. наборы восковых карандашей (15 шт.) кисть плоская 15 шт. цветные мелки (15 наб.) набор – печатки для рисования – 15 наб. фломастеры (15 наб.) трубочки для коктейля (10 уп.) поролон 1 лист. баночки для воды (15 щт.) клей ПВА – 2 шт. папка с файлами (3 шт.) разноцветный скотч (5 уп.) трафареты (5 наб.) точилка для карандашей (1 шт.) - альбом -20 шт; - ватные палочки 100 шт, 20 уп; гуашь12 цв 10шт; гуашь пальчиковая (6цветов)10 шт; -карандаш простой 10 шт; -карандаши цветные (12 цв) 10 шт; -ластик 10 шт; -набор кистей для рисования 10шт; -пузыри мыльные -10 шт; салфетки бумажные (100 шт) 20 шт; - цветная бумага(100 листов) -5 шт. 18 Дидактические материалы: Альбом «художники и их иллюстрации»; Альбом «Рисуйте с нами»; Альбом «Народный месяцеслов»; Игры для восприятия цвета и развития руки; «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования; Информационное обеспечение: сиди-аудиотека («Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка»). Проектор (1). Кадровое обеспечение: Педагог прошел профессиональную переподготовку с присвоением квалификации «педагог дополнительного образования» и курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» рег №1017 АНО «АДПО» г. Курган, 2016 г. Методические материалы. Программа составлена на основе парциальной программы: «Нетрадиционные техники рисования в д/с» Часть 1, 2. Давыдовой Г.Н., М. Изд. СКРИПТОРИЙ, 2011; Методического пособия «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» - Цквитария Т.А., Творческий Центр СФЕРА, М.-2011 г. Освоение новых нетрадиционных технологий рисования оказывает положительный эмоциональный эффект, особенно на первых этапах формирования изобразительных навыков и умений. Ребенок, используя минимум своих изобразительных возможностей и физических усилий, получает максимум удовольствия от самого процесса и результата художественного творчества. Нетрадиционные техники рисования не требуют от детей точного, профессионального изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Все виды технологий нетрадиционного рисования направлены на развитие когнитивной, коммуникативной, эмоционально-ценностной сферы ребенка. Основными методами и приемами в работе педагога являются: одномоментности (обеспечение самостоятельного творческого поиска детьми средств выразительности); метод наглядности и обследования (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); игровой (игры: дидактические, развивающие, подвижные) практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание). метод сотворчества - «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки. 19 2.3 Формы аттестации: Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдение. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов открытые занятия, фотоотчеты, статьи на сайте образовательного организации, отзывы обучающихся, родителей, законных представителей обучающихся. Оценочные материалы «Методика оценки художественного творчества детей нетрадиционных техник рисования детей 4-5 лет» Давыдовой Г.Н. с использованием 1. Проявляет интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. 2. Имеет представление о названии основных и составных цветов. 3. Изображает доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно или эмоционально значимо. 4. Имеет представление о названии основных цветов. 5. Умеет пользоваться кистью, красками. 6. Использует площадь листа, изображает предметы крупно. 7. Владеет начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий). 8. Использует НТР под руководством педагога 9. Проявляет усидчивость, терпение, аккуратность. Критерии: Компетенция сформирована (С) – самостоятельное и творческое выполнение задания. Компетенция формируется (Ф) – выполнение задания с небольшой помощью взрослого. Компетенция не сформирована (Н) – не справляется самостоятельно с выполнением задания. «Методика оценки художественного творчества детей нетрадиционных техник рисования детей 5-6 лет» Давыдовой Г.Н. с использованием 1. Знает основные цвета; цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета); понятие симметрии; контрасты форм; свойства красок и графических материалов; азы воздушной перспективы (дальше, ближе). 2. Имеет представление о названии основных и составных цветов. Умеет смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; 3. Умеет правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом; 4. Умеет пользоваться кистью, красками. 5. Умеет адекватно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки; 6. Умеет работать самостоятельно и в коллективе; 7. У ребенка развиты личностные качества и умения: умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; трудолюбие; самостоятельность; уверенность в своих силах. 8. Использует НТР под руководством педагога. 9. Использует площадь листа, изображает предметы крупно. 10. Проявляет усидчивость, терпение, аккуратность. 20 Критерии: Компетенция сформирована (С) – самостоятельное и творческое выполнение задания. Компетенция формируется (Ф) – выполнение задания с небольшой помощью взрослого. Компетенция не сформирована (Н) – не справляется самостоятельно с выполнением задания. «Методика оценки художественного творчества детей нетрадиционных техник рисования детей 5-6 лет» Давыдовой Г.Н. с использованием 1. Создает выразительные образы, сохраняя непосредственность и живость восприятия, содержания, формы, композиции, обогащения цветовой гаммы рисунков. 2. У ребенка развита описательная, комментирующая функция речи. Он умеет обобщать, противопоставлять, рассуждать. 3. Имеет представление о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. 4. Подбирает краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением. 5. Использует несколько способов НТР по собственному желанию в соответствии с замыслом. 6. Понимает, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада). 7. У ребенка развито ассоциативное мышление, фантазия, воображение. 8. Использует всю площадь листа, изображает предметы крупно. 9. Проявляет усидчивость, терпение, аккуратность, навыки взаимопомощи. 10. Имеет представление о значении слов симметрия, композиция. 11. У ребенка сформированы требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам. Критерии: Компетенция сформирована (С) – самостоятельное и творческое выполнение задания. Компетенция формируется (Ф) – выполнение задания с небольшой помощью взрослого. Компетенция не сформирована (Н) – не справляется самостоятельно с выполнением задания. «Методика оценки художественного творчества детей нетрадиционных техник рисования детей 6-7 лет» Давыдовой Г.Н. с использованием Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой. Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года. Протоколы оценки художественного творчества детей с использованием нетрадиционных техник рисования детей» Давыдовой Г.Н. представлены в приложение № 1 (стр. 39-42). Форма оценки результативности программы. Количественный анализ: посещаемость; статические данные; фиксация занятий в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы. 21 Качественный анализ: формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала; сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы. 3. Литература Для педагогов: 1 Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в д/с» Часть 1, 2. Методическое пособие, М. Изд. СКРИПТОРИЙ, 2018. 2 Давыдова Г.Н. «22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники рисования», М. Изд. СКРИПТОРИЙ, – 2018 г. 3 Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ», Творческий Центр СФЕРА, М.-2017 г. 4 Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в д/с», Изд. КАРО, С-Пб, 2017 г. 5 Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения от 5 до 6 лет (старшая группа)», Детство-ПРЕСС, С-Пб, 2018 г. 6 Безруких М.М. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманист, ИЗД. Центр ВЛАДОС, 2019. 7 Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе Д/С по изодеятельности». М. Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС 2003. 8 Дубровская И.В. «Рисунки из ладошки» - рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. СП, Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2004. 9 Дубровская И.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках». Наглядно-методическое пособие. Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-П - 2013. 10 Калинина Т. «Первые успехи в рисовании. Большой лес». ИЗД. АНО «Агентство образовательного сотрудничества», С-П. 2015. 11 Калинина Т. «Первые успехи в рисовании. Цветы и травы». ИЗД. АНО «Агентство образовательного сотрудничества», С-П. 2015. 12 Кожохина С.К., Панова Е.А. «Сделаем жизнь наших малышей ярче». Материалы детского творчества. Я. Изд. ЛУЧ 2017. 13 Копцева Т.А. «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (младшей – подготовительной группы). М.: ТЦ СФЕРА 2006-2018 г. (Программа развития). 14 Никологорская О.А. «Игры с красками и бумагой». (Программа «Я - человек». Дошкольное воспитание и обучение). М.Изд. Школьная Пресса 2017. 15 Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в д/с» Часть 1. Методические рекомендации, Изд. ЦЕНТР ПРОББЛЕМ ДЕТСТВА, Е. 2016. 16 Рэй Гибсон и Дженни Тайлер «Веселое Рождество». Из серии «Делай и играй». М. Изд. РОСМЭН 2018. 17 Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» - Конспекты занятий. Образцы детских рисунков. М. Изд. ГНОМ и Д 2017. 18 Штейнле Н.Ф. «Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы» (разработки занятий). В: ИТД КОРИФЕЙ 2016. Для родителей 1 Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2019. №10. 22 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2018. №7(72). Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2019. №6 (65). Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. №5 (26) Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2017. №5 (70). Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2019. №1 (50). Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 2017. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.Москва,2016. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.Москва. 2018 Для детей 1 Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2018. №2 (43). 2 Чемеркина Мария. Кляксы на ладошках. Рисуем двумя руками. От 1.5 года Издательство: Бином Детства, 2020 г. 3 Земцова Ольга: Рисуем кулачками и пальчиками. Для детей 3-4 лет. Издательство: Махаон, 2018 г. Серия: Умные книжки 4 Лейбман Анна - Учусь рисовать. Животные. Издательство: Весь, 2020 г. Серия: Учусь рисовать. Жанр: Обучение искусству рисования. 5 Лейбман Анна: Учусь рисовать. Человек Издательство: Весь, 2020 г. Серия: Учусь рисовать. Жанр: Обучение искусству рисования 6 Бонилья Росио: Дошкольное творчество. Пятна и разные смешные закорючки, из которых можно сотворить что угодно. Издательство: Весь, 2019 г. Серия: Детские книги. Жанр: Художественное развитие дошкольников 7 Казалис: Анна Рисуем с Тони Вульфом. 50 первых рисунков от простого к сложному. Издательство: Эксмодетство, 2020 г. Серия: Книги с иллюстрациями Тони Вульфа и Мэтта Вульфа. 8 Терещенко Наталья - Рисование. Подробный курс для будущих художников Издательство: Владис, 2020 г. 9 Воронко С. Учимся с Ми-ми-мишками. Учимся рисоватьНа складе Издательство: НД Плэй, 2019 г. Серия: Учимся с Ми-ми-мишками 10 Нелли Шайдурова: Рисуем рыб по алгоритмическим схемам (5-7 лет). Издательство: Детство-Пресс, 2019 г. Серия: Художественно-творческая деятельность. Жанр: Рисование для детей № п/п н. г. н. г. к. г. к. г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Компетенция сформирована (С) – самостоятельное и творческое выполнение задания. Компетенция в стадии формирования (Ф) – выполнение задания с небольшой помощью взрослого. Компетенция не сформирована (Н) - не способен самостоятельно выполнить задание Итоговый уровень Проявляет усидчивость, терпение, аккуратность. Использует НТР под руководством педагога Владеет начальными навыками выразительного использования трехцветия (красный, желтый, синий). Использует площадь листа, изображает предметы крупно. Умеет пользоваться кистью, красками. Имеет представление о названии основных цветов. Изображает доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно или эмоционально значимо. Имеет представление о названии основных и составных цветов. Фамилия, имя ребенка Проявляет интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. 23 «Протоком оценки художественного творчества детей с использованием нетрадиционных техник рисования детей 4-5 лет» Давыдовой Г.Н. Группа № Приложение № 1-а н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. № п/п Фамилия, имя ребенка н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Компетенция сформирована (С) – самостоятельное и творческое выполнение задания. Компетенция в стадии формирования (Ф) – выполнение задания с небольшой помощью взрослого. Компетенция не сформирована (Н) - не способен самостоятельно выполнить задание к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. Итоговый уровень Проявляет усидчивость, терпение, аккуратность. Использует площадь листа, изображает предметы крупно. Использует НТР под руководством педагога. У ребенка развиты личностные качества и умения: умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место; трудолюбие; самостоятельность; уверенность в своих силах. Умеет работать самостоятельно и в коллективе. Умеет адекватно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки. Умеет пользоваться кистью, красками. Умеет правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом. Имеет представление о названии основных и составных цветов. Умеет смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки. Знает основные цвета; цветовую гамму, понятие симметрии; контрасты форм; свойства красок и графических материалов; азы воздушной перспективы. 24 «Протокол оценки художественного творчества детей с использованием нетрадиционных техник рисования детей 5-6 лет» Давыдовой Г.Н. Приложение № 1-б Группа № к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. № п/п н. г. н. г. к. г. к. г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Компетенция сформирована (С) – самостоятельное и творческое выполнение задания. Компетенция в стадии формирования (Ф) – выполнение задания с небольшой помощью взрослого. Компетенция не сформирована (Н) - не способен самостоятельно выполнить задание н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. Итоговый уровень У ребенка сформированы требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам. Имеет представление о значении слов симметрия, композиция. Проявляет усидчивость, терпение, аккуратность, навыки взаимопомощи. Использует всю площадь листа, изображает предметы крупно. У ребенка развито ассоциативное мышление, фантазия, воображение. Понимает, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада). Использует несколько способов НТР по собственному желанию в соответствии с замыслом. Подбирает краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением. Имеет представление о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики. У ребенка развита описательная, комментирующая функция речи. Он умеет обобщать, противопоставлять, рассуждать. Фамилия, имя ребенка Создает выразительные образы, сохраняя непосредственность и живость восприятия, содержания, формы, композиции, обогащения цветовой гаммы рисунков. 25 «Протокол оценки художественного творчества детей с использованием нетрадиционных техник рисования детей 6-7 лет» Давыдовой Г.Н. Приложение № 1-в Группа № к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. 26 Диагностическая карта. карта ………… …………………………………..Приложение № 1-г «Художественное творчество с использованием нетрадиционных техник рисования» № п/п Шифр ребенка Увлеченность темой и техникой н. г. к. г. Способность создавать художественный образ н. г. к. г. Средства выразительности Способность рационально применять техники н. г. н. г. к. г. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Компетенция сформирована (С) – самостоятельное и творческое выполнение задания. Компетенция в стадии формирования (Ф) – выполнение задания с небольшой помощью взрослого. Компетенция не сформирована (Н) - не способен самостоятельно выполнить задание к. г. Владение техникой изображения н. г. к. г. Проявление самостоятельности Желание экспериментировать н. г. н. г. к. г. к. г. Итого: н. г. к. г.