РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Управление образования Кушвинского городского округа МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 624300 Свердловская область город Кушва Тел. 6-25-51 ул. Красноармейская,17 Учебный план МАДОУ № 9 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. № Образовательные п\п области 1. 2. Виды деятельности Виды образовательной деятельности Обязательная часть СоциальноКоммуникативная Развитие социальных коммуникативное представлений о мире развитие людей (воспитатель, психолог). Решение ситуативных задач Познавательное ПознавательноРазвитие сенсорной развитие исследовательская культуры Развитие математических представлений Письмо Реализация проектов Экспериментирование и наблюдение 3. 4. 5. Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная Количество в неделю Ран. 2 возр мл. Ср. Ст. Под - в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) 2 (з) - - - - - 1(з) 1(з) 1(з) 1(з) - - в/з (Сд) в/з (Сд) - 1 (з) 1(з) 1(з) 1(з) Развитие речи Чтение художественной литературы. 2(з) 1(з) 1(з) 1(з) 1(з) в/з 1(з) 1(з) 1(з) 1(з) Рисование 1(з) 2(з) 2(з) 2(з) 2(з) Аппликация/ ручной труд Лепка Музыка Развитие движений Физкультура (Сд) - в/з (Сд) в/з 1(з) 1(з) (Сд) 1(з) 1(з) 1(з) 1(з) 2 (з) 2(з) 2(з) 2(з) - -2(з) 3(з) 3(з) 3(з) 1(з) 2(з) -3(з) Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1. Игровая О Коммуникативная Б Самообслуживание Ж Социальноэлементарный коммуникативное и бытовой труд развитие Обучение правилам пожарной безопасности (программа «Друзья пожарных») Обучение правилам безопасности дорожного движения (программа «Зеленый огонек») в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) - в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) Труд Игра Познавательное развитие Познавательноисследовательская 2. Конструирование Беседа, загадка, разговор Конкурсы, викторины, досуги Развитие нравственных чувств и патриотических качеств (программа «Родничок») Программа метеонаблюдений «Юные синоптики» конструирование в/з (Сд) в/з (сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з 1(з) (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) - в/з (Сд) в/з 1(з) 1(з) (Сд) в/з (Сд) Итого занятий по основной образовательной программе Фактическое количество занятий в группе 10 11 12 15 15 10 11 12 15 15 Сокращения: занятие- (з), Совместная деятельность – (Сд), самостоятельная деятельность детей – (сд), вне занятий - (в/з). Учебный план МАДОУ № 9 Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР в группах компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции нарушений речи. № п\п Образовательные области Виды деятельности Направления деятельности Кол-во в неделю Ср.к.в. Ст.к.в. Подг. к.в. Обязательная часть 1. 2. 3. 4. 5. СоциальноИгровая коммуникативное Трудовая развитие Общение Познавательное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Развитие социальных представлений о мире людей Развитие социальных представлений о мире людей (воспитатель, психолог). Решение ситуативных задач Развитие математических Познавательноисследовательская представлений Восприятие художественной литературы и фольклора Изобразительная Музыкальная Конструктивная Двигательная в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) 1 (з) 1 (з) 1 (з) Письмо Реализация проектов Экспериментирование и наблюдение Развитие патриотических качеств Развитие речи. Восприятие художественной литературы Логопедическое 1 (з) Рисование Аппликация/Лепка ручной труд 1 (з) 1 (з) Музыкальное развитие Физическая культура 1 (з) 1 (з) 1 (з) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) 2 (з) 2 (з) 2 (з) 4(з) 4 (з) 4 (з) 2 (з) 1 (з) 1 (з) 1 (з) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) 2(з) 3(з) 2(з) 3(з) 2(з) 3(з) в/з в/з 1. Социально- Игровая О Б Ж Часть, формируемая участниками образовательных отношений Обучение правилам пожарной в/з коммуникативное Трудовая развитие Общение безопасности (программа «Друзья пожарных») Обучение правилам безопасности дорожного движения (программа «Зеленый огонек») Конструктивная Труд Игра Беседа, загадка, разговор Конкурсы, викторины, досуги Познавательное развитие 2. конструктивно-модельная Познавательноисследовательская деятельность Развитие нравственных Конструктивная чувств и патриотических качеств (программа «Родничок») Программа метеонаблюдений «Юные синоптики» Итого занятий по основной образовательной программе Фактическое количество занятий в группе (Сд) (Сд) (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (сд) в/з (Сд) 1 (з) 1 (з) 1 (з) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) в/з (Сд) 16 16 17 17 17 17 Сокращения: занятие- (з), Совместная деятельность – (Сд), самостоятельная деятельность детей – (сд), вне занятий - (в/з). При построении образовательного процесса в МАДОУ №9 установлена учебная нагрузка исходя из следующих ориентиров: В соответствии с пунктом 3.2.5. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в структуре образовательного процесса отдается преимущество таким формам организации обучения, как: подгрупповые, индивидуальные и игры – занятия. В соответствии с п. 11.9 и 11.10 СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" максимально допустимое количество форм образовательной деятельности (занятий), в первой половине дня в младшей и средней группах не превышают двух (трех), а в старшей и подготовительной группах – трех, включая логопедические занятия. Их продолжительность в средней группе - не более 15-20 минут, в старшей не более 25 минут, а в подготовительной - 25-30 минут; В середине занятий проводятся физкультминутки. Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут. Занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня проводятся после дневного сна, но не чаще двух - трёх раз в неделю. Длительность занятий не более 30 минут и, если они носят статический характер, в середине занятия проводится физкультминутка. Проводить такие занятия рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда). Занятия в студиях, кружках проводятся во второй половине дня раз в неделю. При организации режима пребывания детей в детском саду занятия не используются в качестве преобладающей формы организации обучения. В течение дня происходит сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей. Не допускается ситуация напряжённости, «поторапливая» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких - либо занятий. Нами определены направления воспитания для ДОО определены в Федеральной рабочей программе воспитания: патриотическое, духовнонравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое. В дошкольном детстве отдается преимущество следующим видам деятельности: общение, познавательно- исследовательская, игровая, двигательная, конструктивная, трудовая, изобразительная, музыкальная, восприятия художественной литературы и фольклора. В соответствии с ФОП используется следующая система форм организации видов деятельности дошкольников. 1. Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств и посвящены, как правило, одной теме (беседа, рассказ, эксперимент, опыт, наблюдение, упражнение, дидактическая (или любая другая) игра и др.) 2. Составные формы состоят из простых форм, представленных в разнообразных сочетаниях: игровые ситуации, игры-путешествия, творческие мастерские, детские лаборатории, творческие гостиные, творческие лаборатории, целевые прогулки, экскурсии, образовательный челлендж, интерактивные праздники. 3. Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм (детско-родительские и иные проекты, тематические дни, тематические недели, тематические циклы) В течение дня обеспечивается баланс разных видов активности детей умственной, физической, а так же разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом среди общего времени отводится 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% составляют занятия эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Среди последних предпочтение отдается двигательно-активным формам деятельности детей. Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения (математика, развитие речи и пр.), проводятся только в первую половину дня. Для профилактики утомления детей указанные занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах детского сада в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40% общего объема Программы. В образовательном процессе используется преимущество интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности, а так же сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. Нами проанализирован ряд методик дошкольного образования для написания Адаптированной программы дошкольного образования. В ДОУ определено содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду и построения образовательного процесса таким образом, чтобы реализовать важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагогов с родителями. Основанием для создания в детском саду условий для развития индивидуальности являются: концепция дошкольного образования под редакцией В.А.Петровского, декларирующая личностно-ориентированную модель воспитания как главное направление государственной политики в системе дошкольного образования; теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка - это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. В соответствии с этим походом в программе выделены следующие возрастные этапы: дошкольное детство- младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть, как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные группы. Целью деятельности коллектива в воспитательно-образовательном процессе является: воспитание здорового, интеллектуально развитого, общительного ребенка, способного к быстрой адаптации в новой социальной среде, подготовленного к обучению в школе, воспитанного на принципе природосообразности и лучших нравственных и художественно-эстетических традиций. Задачи, которые ставит перед собой коллектив дошкольного образовательного учреждения, направлены на создание в детском саду комплекса условий для охраны жизни и физического и психического здоровья детей. Укрепляя здоровье детей, и совершенствуя их психофизическое развитие, в ДОУ проводятся занятия по ФИЗО – 3 раза в неделю. В дошкольных группах к разделу развитие речи добавлены подразделы: ознакомление с художественной литературой, в подготовительной группе 1 занятие в неделю по письму. Особое внимание в ДОУ уделяется художественно-эстетическому и познавательному развитию дошкольников. 1. Музыкальные занятия проводятся во всех группах по 2 раза в неделю. Функционируют музыкальные кружки «Ложки деревенские» и «Тополек» (шумовой оркестр), регулярно проводятся детские праздники. 2. Занятия по изодеятельности проводятся в средней, старших и подготовительных группах 2 раза в неделю. 3. Педагоги групп проводят занятия по аппликации и ручному труду 1 раз в неделю в средней группе, 2 раза в неделю в старших и подготовительных группах. 4. Лепка проводится в группах компенсирующей направленности – на коррекционных занятиях. Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется воспитателями на занятиях по познавательному развитию в группах среднего и старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю. С учетом психологических особенностей старшего дошкольного возраста, когда происходит переход от наглядно-действенного в наглядно-образному мышлению, в ДОУ отводится большая роль развитию познавательной сферы ребенка. Эта задача обозначается на каждом занятии в образовательном процессе, также через занятия в кружке «Страна оригами» (гр.№9), «Пальчики оближешь» (гр. №10), «Секреты бабушкиного сундука» (гр.№4) «Мультяшки» (гр.№1и 9) «Мир шашек» (гр.№10). Образовательная программа ДОУ Планирование образовательного процесса в ДОУ Требования к психологопедагогическим условиям образования детей в дошкольном образовательном учреждении Все вышеперечисленные образовательные услуги, оказываемые нашим ДОУ, соответствуют ФГОС, способствуют гармоничному развитию личности ребенка, с учетом психофизических особенностей воспитанников, опираются на конвенцию о защите прав ребенка. Документация, регламентирующая образовательный процесс в МАДОУ № 9. Учебный план Структура организованных форм обучения (расписание НОД )ДОУ Циклограмма реализации форм обучения (годовой календарный учебный график реализации воспитания и обучения детей в видах деятельности) Календарно-тематические планы, рабочие программы педагогов Вывод: Таким образом, учебная нагрузка в образовательном процессе МАДОУ №9 соответствует нормативным и программно-методическим требованиям ФГОС, что находит свое подтверждение в локальных актах учреждения.